Знаковое место
Корреспондент «НВ» выяснил, чего не хватает петербургским дорогам, чтобы быть удобными для автомобилистов и безопасными для пешеходов
К концу нынешнего года ориентироваться на петербургских улицах автомобилистам станет значительно проще. Возрастет и безопасность пешеходов. Во всяком случае, такие планы озвучили руководители ГУ «Дирекция организации дорожного движения» (ГУ «ДОДД»). Заодно сообщив, что сейчас Петербургу катастрофически не хватает светофоров. Их на городских магистралях установлено около 1200, часть которых объединена в единую сеть. Для нашего города, по мнению экспертов, этого количества слишком мало.
– Чтобы приблизить уровень организации дорожного движения в Петербурге к европейскому, необходимо установить на трассах еще как минимум 350–400 светофоров, – уверен заместитель руководителя городского общества автомобилистов «4 колеса» Семен Авдеенко. – В первую очередь они необходимы для безопасности. В Петербурге огромное количество нерегулируемых перекрестков. В темное время суток многие из них превращаются в настоящие ловушки для водителей. Но просто поставить светофоры на перекрестках мало. Все понимают, что чем их больше, тем медленнее движение потока. Идеальным вариантом могло бы стать объединение «трехглазых» в единую городскую систему, автоматически отслеживающую скорость и плотность потока и увеличивающую или уменьшающую интервал «зеленого коридора» в зависимости от ситуации на конкретном участке трассы.
Попытки создать аналоги европейских дорожных систем уже предпринимались в северной столице. В частности, в городе работает автоматическая система управления движением (АСУД), которую, впрочем, специалисты называют в лучшем случае «сырой» и не отвечающей всем современным требованиям. А с учетом того, что контролирует электроника от силы половину всех городских светофоров, толку от системы пока не много. Между тем, как выяснил корреспондент «НВ», в нынешнем году на петербургских улицах особого прибавления в светофорном хозяйстве ждать не стоит. В планах чиновников – установка всего четырех десятков новых объектов.
– Городская программа установки светофоров формируется по заявкам, поступающим от жителей, организаций, общественных объединений или групп лиц, – сообщил заместитель главы ГУ «ДОДД» Сергей Зайченков. – В прошлом году этот список окончательно сформировался и правительство утвердило адресную программу до 2015 года. По ней, в частности, предусмотрено строительство, модернизация и приведение в соответствие с ГОСТами 43 светофоров.
Новый автоматический регулировочный пункт, например, появится на углу Планерной улицы и Богатырского проспекта. Жители окрестных домов не раз обращались в редакцию «НВ» с жалобами на этот перекресток. Также светофоры появятся на перекрестке Малодетскосельского проспекта и Бронницкой улицы, набережной Комсомольского канала и Тверской улицы в Колпино, перекрестке Выборгского шоссе с улицей Хошимина. Более 20 светофорных пунктов предстоит реконструировать. Причем зачастую вся реконструкция заключается в очистке столбов от частных объявлений. Как рассказали специалисты ГУ «ДОДД», в течение двух-трех недель расклейщики способны превратить их в настоящую информационную тумбу. Светофор у станции метро «Пионерская», например, они умудрились почти полностью заклеить бумажками через полтора часа после операции по его очистке! Лидируют по количеству таких объектов Петроградский, Приморский и Выборгский районы.
– Перед тем как внести в список адрес, на котором предлагается установить новый светофорный пост, необходимо изучить, насколько в данном месте велик автомобильный поток, – сообщил Сергей Зайченков. – Это делается для того, чтобы определить, сколько секунд можно отвести на переход улицы для пешеходов. Такая работа потребует определенных временных затрат.
– Строительство новых светофоров регламентируется только адресной программой, – говорит заместитель директора по развитию ГУ «ДОДД» Дмитрий Куклин. – Сначала заявка попадает к нам, затем ее отправляют на рассмотрение в правительство города. Если адрес утверждается, в течение шести месяцев изготавливается проект. Само производство конструкции и строительные работы на светофорном посту занимают вдвое меньше времени – три месяца. А дальше начинается самый сложный этап – подключение нового объекта к электроснабжению. Бывало, что больше года уже готовые конструкции простаивали. Сколько раз мы с представителями «Ленэнерго» совещания устраивали, уговаривали их подключать светофоры в приоритетном порядке – все без толку.
Адресная программа установки дорожных знаков включает в себя намного больше пунктов, чем светофорная. В 2012 году на улицах города появится около трех тысяч новых дорожных указателей. Каждый обойдется бюджету примерно в 7 тысяч рублей, а всего на эти цели город выделил 24,5 миллиона. Главное новшество – по новым ГОСТам знаки должны быть хорошо заметны издалека даже ночью. Поэтому, например, таблички с обозначениями остановок общественного транспорта или пешеходного перехода окаймили специальной светоотражающей краской.
Кроме того, работникам ГУ «ДОДД» предстоит заменить выцветшие знаки и установить их там, где на бумаге указатели значатся, а в реальности от них остались только торчащие из земли металлические трубы.
– Обо всех случаях поваленных, сбитых или сломанных знаков мы просим горожан сообщать по телефонам специальной горячей линии, – обратился к петербуржцам Дмитрий Куклин. – Обычно восстановление знака происходит в течение двух дней, не позднее. Сюда же можно пожаловаться и на неработающие светофоры.
В течение 2012 года с улиц исчезнут все таблички, установленные по соседству с дорожными знаками и содержащие кроме информации о расположенных в непосредственной близости магазинах, ресторанах или развлекательных центрах их телефоны, часы работы или любую другую адресную информацию. По новым ГОСТам также запрещается устанавливать таблички, якобы разрешающие парковку сотрудникам конкретной фирмы, ведомства или администрации и запрещающие всем остальным автовладельцам. А вот инвалидам-автомобилистам жизнь решили упростить. Еще в прошлом году руководству всех районов Петербурга поручили составить перечень мест, где люди с ограниченными возможностями смогут парковать свои машины. Эти места оборудуют не только соответствующей разметкой, но и специальными табличками.
курьезы
На улице Кржижановского рабочие воткнули указатель остановки автобуса в землю в шести метрах от обочины, практически в гущу разросшихся кустов. Теперь табличка словно сидит в засаде, вводя в заблуждение водителей и пассажиров.
Работники ГУ «ДОДД» обнаружили в одном из районов бесхозную «ограничивающую дорожную неровность» (так официально называют «лежачих полицейских»). Кто-то установил на дороге рядом с пешеходным переходом бордюры, но не потрудился уведомить об этом водителей. В результате несколько десятков автомобилистов серьезно повредили подвеску.
– Люди жалуются, требуют взять этих «лежачих полицейских» на баланс, – говорит Дмитрий Куклин. – Мы бы и рады это сделать, да хозяина никак найти не можем. Никто не признается.
Владимир Афанасьев. Фото Евгения Лучинского