Город

Зачем закрывают «Канал Грибоедова»

26 января 00:00

Корреспонденты «НВ» спустились под землю, чтобы узнать,почему так необходим капитальный ремонт одной из самых востребованных станций метрополитена

На будущей неделе начнется капремонт одного из самых важных транспортных узлов петербургской подземки – станции «Невский проспект». С 1 февраля закрывается наземный вестибюль с выходом на канал Грибоедова. За 11 месяцев ремонтникам предстоит полностью заменить гидроизоляцию наклонного хода, отремонтировать эскалаторы и усилить их металлические конструкции. Накануне начала работ корреспонденты «НВ» побывали в закрытом для пассажиров помещении – в машинном зале, в самом сердце станции.

Вход в машинный зал расположен за дверью в неприметном узком коридорчике. Любопытно, что воздух здесь намного холоднее, чем в вестибюле. К эскалаторным механизмам ведут несколько спускающихся вниз лестничных пролетов, но находиться рядом с работающими на полную мощность агрегатами без специальных наушников длительное время невозможно – грохот стоит настолько сильный, что с трудом можно расслышать слова, которые тебе в ухо кричит сосед. Как рассказали работники эскалаторной службы, работа у них довольно нервная. Поэтому для отдыха в соседней комнате, к которой ведет уставленный цветочными горшками коридор, поставили аквариум с рыбками, красующийся на фоне фотообоев с изображением альпийского луга.

– Когда вестибюль закроют, нашей главной задачей станет ремонт двух крайних эскалаторов наклонного хода, – рассказал начальник эскалаторной службы Петербургского метрополитена Вилис Сутенс. – Дело в том, что они работают в постоянном режиме, а средний эскалатор включается только в случае необходимости. Поэтому он останавливается на плановый ремонт только через каждые 14–15 лет.

Две же другие бегущие лестницы приходится ремонтировать каждые семь лет. Как признался Вилис Сутенс, они практически выработали свой ресурс, пройдя около 150 тысяч километров. Эти эскалаторы произведены еще в 1960-е годы, нынешний ремонт для них – восьмой по счету. Они смогут безопасно перевозить пассажиров еще 25 лет, а затем их придется менять. Новые машины, видимо, закажут у петербургских производителей – во всяком случае, сегодня эскалаторы зарубежных компаний стоят как минимум в два-три раза дороже отечественных.

Реконструкцию эскалаторных механизмов проведут в мастерских метрополитена. Для этого тяжелые детали (некоторые из них весят более 10 тонн) сначала поднимут на поверхность с помощью специальных технологий, отработанных годами. Выглядит это примерно так: узлы, блоки и ступени с помощью лебедки помещают на круглую тележку, которую по рельсам перевозят к специальному колодцу. В него опускают крюк крана и уже им поднимают на поверхность требующие ремонта детали.

На реконструкцию каждого эскалатора, по словам Вилиса Сутенса, потребуется от 60 до 70 дней и сумма в 28–30 миллионов рублей. Пока в мастерских будут обследовать, обновлять (или в случае необходимости менять) все, даже самые мелкие детали, рабочие усилят несущие металлические конструкции, на которых крепятся ступени. Задача номер один, как сообщил начальник эскалаторной службы, – отремонтировать главный приводной вал. Именно он отвечает за работу каждого подземного механизма. 

За 11 месяцев метрополитеновцы также намерены полностью заменить гидроизоляцию наклонного хода станции. Старые водозащитные зонты снимут, а их место займут современные конструкции из композитных материалов. Они более долговечны и, по словам работников подземки, идеально защищают от протечек, которых на станции уже очень много. Влага проникает не только в наклонный ход (над эскалаторами чуть ли не каждый день возникают новые разводы), но и в машинный зал. Чтобы вода не попала внутрь механизмов, сотрудники эскалаторной службы даже соорудили над ними что-то вроде водостоков из жести.

К слову, в протечках метрополитеновцы винят… дорожные службы. Противогололедные реагенты, как выясняется, проедают не только обувь, но и защитные конструкции, и металлические балки на станциях. А вот раньше, когда дороги зимой посыпались исключительно песком, такой проблемы не существовало.

кстати

В этом году закроются еще две станции

1 июня на ремонт закрывается вестибюль станции «Петроградская». Здесь метрополитен намерен провести те же работы, что и на «Невском проспекте», и реконструкция также займет около 11 месяцев. Кроме того, в планах значится и ремонт вестибюля «Пушкинской». Эта станция закроется для входа и выхода пассажиров в конце нынешнего года, самое позднее – в начале будущего.

Владимир Афанасьев. Фото Александра Гальперина
Курс ЦБ
Курс Доллара США
63.31
0.145 (-0.23%)
Курс Евро
68.62
0.151 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
18 февраля
вторник
+5
Слабый дождь
19 февраля
среда
+2
20 февраля
четверг
0