НЭП по-вологодски
Главам поселений дали «удочку» – теперь муниципалитеты смогут сами и зарабатывать, и тратить деньги
Курс на НЭП, или, точнее, на новую межбюджетную политику, провозгласили в Вологодской области. Ее смысл – в переходе от жесткого администрирования бюджетных расходов к относительной свободе муниципалитетов в вопросе распоряжения заработанными деньгами. Теперь районы и низовые сельские поселения смогут сами решать, как и на что потратить собранные на своей территории налоги. Впрочем, этому подарку оказались рады далеко не все…
У нынешней реформы давняя история
Вологодская область была в числе первых российских регионов, где еще шесть лет тому назад начали широкомасштабную административную реформу, главной целью которой как раз и декларировалась финансовая самостоятельность местных органов власти. Одним росчерком пера число муниципалитетов на Вологодчине выросло тогда с 28 до 370. Практически в каждом избрали своих глав и депутатов, которые потирали руки в предвкушении дележа пусть маленького, но собственного – поселенческого бюджетного «пирога».
Но вскоре выяснилось, что большинству из них делить-то как раз и нечего. Искусственно созданные на базе бывших сельсоветов поселения существенно отличались по численности жителей, степени благоустройства, а главное – экономическому потенциалу. В каких-то городах и селах было по пять-шесть небольших предприятий, в каких-то – ни одного. А значит, налогов тоже не было.
Число муниципалитетов потом сократили, а идею финансовой самостоятельности отложили в долгий ящик. Почти все собранные в регионе деньги стали поступать в областной бюджет и уже оттуда в виде субвенций и дотаций возвращались в территории обратно и делились на районы поровну. Ну или почти поровну. Ведь подобное жесткое финансовое администрирование позволяло областным властям держать в кулаке местных глав. Лоялен к губернатору и его команде? Будут «твоему» району дополнительные субвенции! Ну а нет – так и денег нет…
Впрочем, во время экономического кризиса 2008 года подобное жесткое бюджетное администрирование явно пошло во благо области, экспортноориентированная экономика которой просела чуть ли не на половину. Тогда пришлось считать каждый бюджетный рубль. Но даже в условиях жесточайшей экономии субвенции из областного центра позволили районам без задержек выплачивать зарплату бюджетникам и финансировать деятельность школ, больниц и поликлиник.
Но уже с середины 2009 года в области вновь начался экономический подъем. В бюджет стали снова поступать сверхплановые доходы, хотя все без исключения муниципалитеты формально продолжали считаться убыточными. Даже Череповец, с его экономически мощной «Северсталью», дающей почти половину доходов в областную казну, был зависим от финансовых вливаний регионального центра. Но крупные города были хотя бы немного самостоятельными в принятии финансовых решений. А вот бюджеты сельских районов де-факто формировались в Вологде и чуть ли не тотально контролировались областным департаментом финансов. Причем по очень странной системе. Все заработанные муниципалитетами дополнительные доходы просто вычитались из итоговой цифры областных субвенций. К примеру, Вологодский район на продаже земли и имущества в прошлом году сверхпланово заработал 30 миллионов рублей. Но «живьем» этих денег так и не увидел. Как у дотационного муниципального образования их у него просто списали.
Районам и поселениям дотации больше будут не нужны?
И в итоге случилось то, что и должно было случиться, – районные и поселенческие власти потеряли стимул к поиску финансовых резервов. Зачем стараться, если все, что заработаешь, рано или поздно спишут со счетов и опять разделят на всех?! Но робкие попытки отдельных глав изменить сложившийся порядок вещей долгое время ни к чему не приводили. Тем более что жесткое бюджетное администрирование кого-то из их коллег вполне устраивало: зарплата и выслуга по госслужбе идут, а есть у района «свои» деньги или нет – это уже дело вторичное, к тому же можно всегда намекнуть населению, что эта область «зажала» средства.
И лишь после того, как в конце декабря новым вологодским губернатором стал Олег Кувшинников (бывший мэр Череповца, он не понаслышке знал, как область распределяет собранные в муниципалитетах налоги), ситуация стала меняться. Одной из первых его инициатив как раз и стало провозглашение новой межбюджетной политики.
– Заработанные районами средства будут оставаться в распоряжении муниципалитетов – так объясняет суть экономических инициатив сам Олег Кувшинников. – Они будут самостоятельно ими управлять. Главная цель принятия такого решения состоит в том, чтобы муниципалитеты были заинтересованы в развитии экономики своих районов, создании новых рабочих мест.
Планируется, что помимо Вологды и Череповца бездотационными станут 14 районов и 49 поселений. Это территории, обладающие достаточным потенциалом экономического роста, способные самостоятельно зарабатывать. В бюджеты местных поселений будет отныне перечисляться 75 процентов налога на доходы физических лиц – основополагающего финансового ресурса в сельских территориях.
Впрочем, совсем уж бесконтрольными «бездотационщики» не останутся. Для самых сильных в экономическом плане территорий сохранятся фиксированные отчисления в областную казну (на них будут существовать поселения, которые по объективным причинам никогда не смогут выйти на самоокупаемость). Будут жестко «закрыты» и расходные статьи муниципальных бюджетов, предусматривающих выплату заработной платы бюджетникам и содержание объектов социальной сферы. Хотя в любом случае у глав и депутатов поселений теперь появится куда как больше возможностей для финансового маневра.
Правда, существует вероятность, что кого-то из них новая финансовая дорожка заведет явно не туда. И прецеденты уже есть. Глава Чагодощенского района Игорь Яблоков был отстранен от должности по решению суда именно из-за слишком вольного толкования бюджетных свобод. На «позаимствованные» из казны полмиллиона рублей он под видом проведения делового семинара организовал для себя и своих ближайших подчиненных круиз на туристическом теплоходе…
Кто будет рулить, кто контролировать
Всем потенциальным последователям чагодощенского «опыта» региональные власти недвусмысленно грозят новыми уголовными делами и обещают при всей объявленной финансовой свободе проводить редкие, но тотальные ревизии бюджетных трат. Другое дело, что состав самих «проверяльщиков» может претерпеть серьезные изменения. Особенно на уровне заместителей губернатора (до недавнего времени их на Вологодчине было аж 18) и руководителей областных департаментов. Еще одной инициативой Олега Кувшинникова стал запущенный в области кадровый проект «Ваш выбор». Посредством интернета и специального уличного голосования самому населению предлагают определить перечень кандидатур на ту или иную руководящую должность в новой структуре областного правительства. Причем соискателем этой должности может стать любой желающий совершеннолетний гражданин России, заполнивший интернет-анкету.
По сути – это публичный отбор кандидатов на руководящие должности регионального масштаба. По три человека с максимальным рейтингом доверия населения выйдут в «полуфинал». Но окончательное назначение кандидата на должность (из трех предложенных населением) вологодский губернатор все же предусмотрительно оставляет за собой.
Владимир Романов, собкор «НВ» в Вологодской области