Тепло, вода и бедные трубы
Виновных в том, что жители Купчино целую неделю мерзли в собственных квартирах, не нашли. Впрочем, их и не искали
После коммунальной катастрофы на Будапештской улице построили трубопровод-дублер, призванный защитить район от возможных аварий. В обычном режиме использовать его пока не планируют. По сути, как пояснила официальный представитель ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» Дарья Быстрова, это начало большого ремонта изношенной теплотрассы «Фрунзенская», который раньше планировали на апрель. И все бы хорошо: в домах измученных холодом жителей Купчино появилось тепло, им даже пообещали пересчитать плату за отопление. Но так и осталось неясным, по чьей вине люди целую неделю вынуждены были замерзать в собственных квартирах.
Какой бы коммунальный апокалипсис ни случился в Петербурге, энергетики из года в год твердят одно и то же: на улице холодно, а трубы изношены. Вот и вчера глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению честно признался, что в городе изношено более 20 процентов теплосетей. А потом добавил, что в 2012 году его ведомство планирует отремонтировать более 200 километров подземных коммуникаций, в том числе «Фрунзенскую» – на участке от улицы Олеко Дундича до Пловдивской.
Накопленное годами госслужбы умение чиновников в свою пользу поворачивать любой негатив, конечно же, похвально. После любой аварии под такое важное для города дело, как ремонт теплосетей, можно еще несколько миллиардов бюджетных рублей попросить. Ведь трубы все равно изношены! Правда, возникает резонный вопрос: для чего нужны летние испытания, сопровождающиеся отключением горячей воды? Об этом мы напрямую спросили главного инженера ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» Владимира Фомина.
– Да, мы проводим испытания, но это не гарантирует 100-процентное отсутствие прорывов, – заявил он. – Так же как и новые трубы не дают 100-процентную гарантию, что они отслужат 25 лет. Ведь нельзя дать гарантию, что космический корабль отслужит тысячу лет. Испытания предназначены для того, чтобы выявить скрытые дефекты. На каждом прорыве проводятся исследования и устанавливается причина прорыва.
Аргументы главного инженера в комментариях, наверное, не нуждаются…
Далее на наш вопрос: «Наказывается ли кто-то за то, что зимой люди сидят без тепла из сотрудников компании за прорывы? Ведь акты о готовности тепломагистрали к отопительному сезону подписывают конкретные специалисты!» – Владимир Фомин ответил:
– А какое наказание вы хотите?!
Из этого многозначительного высказывания можно сделать только один печальный вывод, что никто не виноват, и спросить, получается, не с кого. Но беспокоит другое: крайними все равно остаются ни в чем не повинные граждане, вынужденные сидеть без тепла из-за очередной рванувшей трубы.
При этом энергетики, как всегда, в один голос утверждают: делается все возможное для того, чтобы аварий было меньше. По словам Владимира Фомина, 10 лет назад дефектов было в 10 раз больше. Но это и не удивительно, если посчитать, сколько миллиардов рублей город год от года закапывал в землю под предлогом ремонта труб. Ежедневные сводки о масштабных прорывах также не добавляют оптимизма.
В то самое время, когда энергетики вместе с чиновниками докладывали журналистам об успехах в отрасли и досрочном устранении аварий, в Пушкине забил фонтан горячей воды. У дома
№ 57 по Школьной улице трубу прорвало около 10 часов утра. Растекшийся по окрестностям кипяток моментально превратил проезжую часть, тротуары и газоны в каток. Первыми к месту аварии прибыли полицейские, они сразу же оцепили опасный участок и перекрыли движение в районе прорыва теплотрассы. Запретную зону им пришлось постоянно расширять – хлеставшая из поврежденной трубы вода затапливала все новое пространство. Место ЧП заволокло густым паром. В зоне аварии оказалось 59 домов.
есть мнение
Виктор Николаев, житель Купчино:
– Аварии случаются у нас на каждом шагу и на каждом углу. Где-то прорвало трубу, где-то затопило подвал, где-то потекла крыша, где-то отключилось электричество… Но попробуйте узнать, по чьей вине, – ничего не добьетесь. Виноватые находятся только тогда, когда есть – не дай бог – жертвы.
Но дело не только в том, что никого никогда не наказывают. Обидно и то, что взять хоть пятак с проштрафившейся компании вам не удастся. В лучшем случае с вас просто не возьмут плату за те дни, что вы при 20-градусном морозе сидели без отопления – такая вот «плата» за ущерб и страдания. Если же все-таки попытаетесь доискаться, кто несет ответственность за доставленные вам неудобства, а подчас и угрозу здоровью, – вам скажут: это не мы виноваты, это наши смежники. И тут же сошлются или на поставщиков труб, или на электриков-ремонтников, которые неправильно что-то там подключили, или на аварийную бригаду, которая подчиняется совсем другому ведомству. Так и хочется сказать: извините, господа, но это – ваши проблемы! Судитесь со своими поставщиками, смежниками, взыскивайте с них ущерб, но ущерб, нанесенный нам, возместите сами. Например, в десятикратном размере от стоимости не полученного нами тепла. Иначе, сколько бы ни выделял вам город денег, трубы у вас так и будут рваться каждый год.
хроника аварий
В ночь на 29 января на углу проспекта Просвещения и улицы Ивана Фомина прорвало трубу с холодной водой. Проезжая часть покрылась толстым слоем льда, произошли два крупных ДТП.
28 января прорыв теплотрассы случился на улице Авиаконструкторов. В зону отключения попали 83 здания, из них больше 50 – жилые дома. Ремонт удалось закончить только вечером 31 января, так как рядом с первым прорывом почти одновременно случились еще два.
28 января несколько домов в Подъездном переулке остались без отопления из-за прорыва теплотрассы.
В ночь на 25 января произошла авария на трубопроводе в Пушкине, без тепла остались 35 зданий. Дефект и вытекание кипятка обнаружили на улице Глинки. Последствия прорыва устранили только через 12 часов.
17 января трубу диаметром 1300 миллиметров прорвало на улице Оптиков. Здесь же последствия аварии устраняли 10 января.
13 января сразу две трубы лопнули в Невском районе – на улице Тельмана и на Дальневосточном проспекте. В результате поврежденными оказались несколько припаркованных в зоне разлива автомобилей.
29 декабря трубу диаметром 700 миллиметров прорвало на улице Кораблестроителей.
Софья Прокошева, Никита Рубцов. Фото Александра Гальперина