Бренд «Вологодский дом» уже подделывают
Экономика города Сокола с населением 40 тысяч человек зиждется не на металлургии и производстве минеральных удобрений, как у 300-тысячного «монособрата» по региону Череповца, а на деревообработке и других отраслях лесного кластера. Что логично: город расположен вблизи судоходной реки Сухоны, федеральной трассы Москва – Архангельск, имеет хорошее железнодорожное сообщение. Так что проблем с доставкой леса и отгрузкой готовой продукции у местных предприятий ЛПК нет.
В наступившем году город Сокол будет праздновать 80-летний юбилей, но возраст этого населенного пункта постарше. Одна из деревенек на реке Сухоне, в которой купец Сурков создал в 1898 году бумажную фабрику, называлась Соколово. В 1932 году эти деревеньки объединились и превратились в город Сокол, основным ремеслом которого осталась деревообработка. Три градообразующих предприятия – Сухонский ЦБК, Сокольский ДОК и Сокольский ЦБК – обеспечивают почти половину доходной части городского бюджета и предоставляют 30 процентов валовых рабочих мест. Дела в Сокольском ЦБК из-за споров собственников в последнее время идут неважно, но два других муниципальных флагмана не просто на плаву. Они собираются инвестировать в закупку новых линий и технологий гигантские по меркам Сокольского района средства и значительные по меркам Вологодчины средства – 4 миллиарда рублей. Такие инвестиции позволят ведущим предприятиям района производить как конкурентоспособную даже на мировых рынках продукцию для малоэтажного домостроения, так и современный тарный картон. Сокольский ДОК, например, экспортирует свой клееный брус по всему миру – от Исландии до Японии.
Кроме того, модернизация и увеличение объемов на Сокольском деревообрабатывающем комбинате и Сухонском ЦБК позволят дополнительно организовать в ближайшие пару лет 400–500 новых рабочих мест. А для малонаселенного Сокольского муниципального района с населением 45 тысяч жителей даже 100 новых рабочих мест – это весомый процент снижения безработицы, социальная стабильность. Словом, проблема диверсификации производства для вологодского Сокола, в отличие от Тольятти, Пикалева и десятков других российских моногородов, стоит не так остро.
– Нашей стратегической задачей остается развитие лесного кластера, углубленная переработка древесины и значительное увеличение объемов деревянного домостроения для любого кошелька, – подчеркивает глава города Сокол Александр Лемехов. – Вологодский лес произрастает в районе с умеренным климатом, без дикой жары. Вот почему он не засыхает, обладает повышенной плотностью, легко подвергается качественной обработке и служит очень долго. Из нашей ели, сосны и других стволов можно делать все – от недорогой бани до дорогих красивых коттеджей с резьбой и деревянных гостиничных комплексов. Региональный бренд «Вологодский дом» знает все дачное Подмосковье, его не стесняются фальсифицировать наши конкуренты от Владимира до Кирова. Основной сырьевой материал, вернее, потребительский тренд двух последних лет для наших предприятий – это ель, которая доставляется только из двух регионов: Вологодской и Архангельской областей. Предприятия нашего района хотят стать самым крупным на Северо-Западе России производителем домокомплектов для малоэтажного строительства. Нашим главным товаром пока остается клееный брус, а основными рынками сбыта – московский и петербургский регионы. Отмечу, что 50 процентов сокольского бруса уходит на экспорт.
За последние два года по федеральной программе избавления от монозависимости бюджет Сокола пополнился на 890 миллионов рублей. Большая часть этих средств – 640 миллионов рублей – израсходована на обновление инфраструктуры: тепловых сетей, водоснабжения, других коммуникаций. Только на строительство нового водозабора, который значительно улучшил качество питьевой воды, израсходовано почти 120 миллионов рублей. Есть успехи и в программе диверсификации.
– В 2010–2011 годах в городе удалось создать 350 новых рабочих мест в сфере малого бизнеса и 91 место – в крупной промышленности, – без запинки докладывает Александр Лемехов.