Культура

«Петербург провоцирует на творчество»

09 февраля

Известный режиссер Виктор Крамер считает, что наш город непригоден для жизни, но продолжает здесь жить и ставить спектакли

Он создает уникальные шоу. Драматические, музыкально-пласти-ческие, оперные, акробатические, с применением видео- и лазерных установок – это всегда яркое зрелище и почти всегда попадание в десятку. Громким событием в 2002 году стала премьера «Бориса Годунова» в миланской La Sсala и в Мариинке, а в 2003-м – оперы «Руслан и Людмила» в Большом театре, а также шоу к 300-летию Петербурга. Крамер выступил режиссером знаменитого «сНЕЖНОГО шоу», с которым Слава Полунин стал разъезжать по всему миру (кстати, с 23 февраля по 4 марта шоу вновь будет демонстрироваться в Петербурге). Осенью в Мюзик-холле прошла премьера шоу Виктора КРАМЕРА «Цветные сны белой ночи». После двухмесячного перерыва весь февраль спектакль снова может смотреть петербургский зритель.

– Виктор, перед премьерой вы заявили, что спектакль претендует на европейский уровень, что он сумеет завоевать публику. Были ли вы сами в этом до конца уверены? 

– Конечно, проект вызывал большую тревогу. Ведь эта история сделана совершенно не мейнстримовой. В ней есть элементы, которые популярны, – видео, танец, акробатика. Но сам  взгляд на Питер и на тему, которая тут затронута, достаточно сложный, он не совсем прямой, он ассоциативный, поэтический, сюрреалистический, как угодно. А по-другому я делать не могу и не хочу. Я приберег несколько запасных «парашютов» – номеров зрелищных, понятных, имеющих отношение к лубку, к эстраде. Особенно волновался за второй акт, – в нем показана мистическая, странная история золотого бала, реальность полностью уходит из-под ног. Однако запасные номера вытаскивать не пришлось – сложный акт был встречен зрителем даже отзывчивее, чем первый, «форматный». Вот этому я удивился больше всего и поверил в то, что зрители намного тоньше, глубже, чем мы о них думаем. 

– Кажется, вы цитировали самого себя, введя в действие персонажей в белых одеждах, которые походили на героев «сНЕЖНОГО шоу»  Вячеслава Полунина. Кто-то расценил это как перепевы…

– Перепевов я не вижу. А образы идут не от меня, не от Славы, а от первоначальной истории любого циркового искусства. Клоунская команда для того и существует, чтобы занимать паузы между серьезными, смысловыми, философскими номерами и, обыгрывая их, вносить долю иронии. Вот и у меня сквозная компания в белом этой цели и служила. А белые одежды – потому, что мы взяли тему ангелов, недаром и над Петербургом парит ангел. Кто-то в наших персонажах видит городских домовых, этаких питерских странных чудиков. Это не заимствование даже у себя самого, а синкретичная природа игры во все виды искусства.

– У вас есть потрясающий номер с рукой на балу. Огромная ладонь, которая раскрывается, а там женщина. Что это символизирует?

– Мне было радостно, что зритель воспринимает этот номер, замерев, а в финале зал взрывается аплодисментами. Мы сделали мощную мужскую ладонь и на нее поместили хрупкое создание. Любимая женщина всегда на ладони у мужчины. Танцует, двигается, занимается эквилибристикой, пытается быть нежной и в то же время независимой. Финал, считаю, очень символичен – когда рука обнимает и закрывает женщину.

– Здорово! Хотя мужчины не всегда соответствуют таким критериям.

– Но мы же говорим о снах! Весь наш спектакль – это сновидение. Сновидение о Петербурге и его людях.

– Какая-то личная история получила отголосок в спектакле?

– Все это личная история. По большому счету для меня это визуализированные стихи.  А стихи всегда идут от личных ощущений, от эмоций.

– Вы поставили множество шоу в разных странах. Чем принципиально «Сны» отличаются от остальных ваших работ?

– Я рискнул взять в проект нераскрученных певцов, суперпрофессиональных акробатов, уникальных танцоров, хотя с ними, наверное, было бы легче добиваться эффекта, я набрался духу отвергнуть самые заманчивые предложения от самых серьезных людей. Мне, да и балетмейстерам Марии Большаковой, Наталье Каспаровой и Валерию Архипову, показалось, что самое интересное – сделать сложную эстетическую игру с молодыми и никому не известными ребятами. Мы посчитали, что только в соединении с их энергией, настоящим драйвом, с их свободой, отсутствием психологических тормозов мы сделаем что-то уникальное. Мы не просчитались. Делали бы номера опытные люди – все по-другому бы смотрелось. Уверен, у нашей молодой компании большие перспективы. Я вижу, как ребята поют мелодии, которые слышали тысячу раз на репетициях, как танцуют за кулисами, с каким азартом выполняют номера, как снимают все, что делают, на мобильники, как тащат сюда своих друзей.

– Виктор, вы были создателем в Петербурге театра «Фарсы», где ставили не только комедии, но и серьезную драму. Шоу вытеснило это направление?

– Не думаю, что так. Начнем с того, что я не делю свои работы по жанрам. Да, я слышу обвинения в том, что не сижу в театре и не делаю драму за драмой. Но, значит, сегодня у меня складывается так. Сейчас занимаюсь работой над сценарием первого своего игрового фильма – потому что мне это интересно. Кстати, параллельно с «Цветными снами» я ставил в Москве в ТЮЗе у Геты Яновской и Камы Гинкаса спектакль «Та самая Дульсинея». Премьера уже случилась.

– Трудно было параллельно осуществлять столь разные постановки?

– Нелегко. Тем более что по техническим причинам премьеры переносились и в итоге практически совпали. Я проводил четыре дня в Москве, три дня в Питере. Но оба проекта были придуманы, оба зачаты и обязаны были родиться.  ТЮЗ – редкий для Москвы театр, в котором есть очень серьезная команда, там сумел сохраниться настоящий дух творчества. Прежде чем выбрать материал для этого театра, я посмотрел там 12 спектаклей. Поскольку театр для меня не является способом каждодневного существования, ставлю я только то, что мне хочется, и это редко совпадает с желаниями художественных руководителей. Но здесь мне был дан полный карт-бланш. 

После долгих поисков я остановился на пьесе Александра Володина «Дульсинея Тобосская».  Думаю, что нам вплотную удалось приблизиться к Сервантесу, сделать жесткую трактовку, неожиданную для зрителя. Ведь роман Сервантеса почти никто не читал по-настоящему, несмотря на то что все о нем что-то знают. Одна из тем спектакля – это умение общества даже из самого искреннего и святого сделать удобоваримый предмет потребления, например, из Христа можно сделать матрешку, которая продается в лавке. То же самое можно сделать и из Дульсинеи, из Дон Кихота. 

– Интересно – в одно и то же время в Москве и в Питере вы предстали совершенно разноплановым режиссером. ТЮЗовское воплощение – глубокая философская драма. Здесь развлекательное коммерческое шоу, и наверняка продюсер тоже диктовал свои условия...

– Я всегда слабо делю коммерцию и искусство. Можно и из великого классического материала лабуду сделать, а можно коммерчески успешный проект безо всяких натяжек превратить в искусство. «Цветные сны» полностью мой авторский проект, который я осуществил со своей компанией Kramer&Co.Production. Я думаю, директору Мюзик-холла Евгению Куликову было бы проще, если бы мы  шли проторенными дорогами, но многие вещи мы делали  в первый раз. Но важно было совершить прорыв и вернуть Мюзик-холлу славу интересного, ищущего и успешного театра, а не только прокатной площадки, в которую он превратился в последнее время. 

– При такой загруженности как вам удается выглядеть столь бодрым и свежим?

– Притом что я работаю, как правило, по 12 часов в день, особенно когда идет сдача спектаклей, спасает спорт, прогулки, иногда йога. Минувшим летом  позволил себе двухнедельный отпуск – уехали с дочкой в Финляндию, где у нас есть домик. Отключили все телефоны, интернет. Отдались природе, рыбалке, приведению дома в порядок, стрижке газонов – было очень здорово.

– Вы чувствуете, что по жизни вас что-то или кто-то ведет?

– Думаю, это ангелы. Меня всюду окружает ангельская тема. Жена Лена дала нашей дочери имя Серафима, что означает «огненный ангел». Серафима собирает фигурки, изображения ангелов – у нее уже целая коллекция. То, что ангелы меня ведут по жизни, я чувствую –  иначе не удавалось бы выходить победителем из многих непростых ситуаций. Ангелы помогают мне не терять лицо. Я часто задумываюсь над тем, почему я все-таки не покидаю Петербург, несмотря на непригодность этого города для жизни. Соблазнов кругом много, вот в Москву переманивают, где куча выгодных предложений, приглашают в Европу и жить, и работать. Но везде что-то явно не мое. Может быть, и работа над «Снами» мне помогла постичь Петербург больше – город провоцирует тебя на творчество. В Петербурге заложена провокация. Я теперь стараюсь здесь больше ходить пешком и получаю огромное удовольствие, несмотря на неубранность, грязь. Это уже вторично. Главное, у города есть свой образ. И пока у меня есть возможности и силы работать в Петербурге, я буду стараться это делать. 

 

досье «нв»

Виктор Крамер в 1991 году окончил режиссерскую мастерскую Г.А. Товстоногова в ЛГИТМиКе. В 1992–1993 годах главный режиссер «Академии дураков» Славы Полунина. В 1992 году создал театр «Фарсы». Лауреат и дипломант премий «Золотая маска», «Золотой софит», «Золотой Остап», «Балтийский дом», Fringe first (Эдинбург), премии имени Лоуренса Оливье (Лондон, Великобритания). Осуществил более 60 крупных шоу по всему миру.

Беседовала Елена Добрякова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь