Попить, поесть и на людей посмотреть
Корреспондент «НВ» составил портреты среднестатистических посетителей петербургских заведений общепита
Петербуржцев, предпочитающих хотя бы 1–2 раза в неделю обедать или ужинать в ресторанах и барах, с каждым годом становится все больше. Как показывают последние исследования социологов, сейчас регулярно посещают заведения общепита около 18 процентов горожан. В этом году по прогнозам эта цифра может вырасти еще на 3–4 процента. Корреспондент «НВ» понаблюдал за посетителями самых популярных в городе на Неве ресторанчиков и составил среднестатистический портрет любителя поесть и выпить в комфортной обстановке.
Дамский ужин по-японски
Классический посетитель суши-бара в Петербурге – женщина в возрасте от 18 до 35 лет. В японском ресторане часто можно встретить компании из 5–6 девушек, а вот группу мужчин, не разбавленных женским полом, вы здесь не увидите никогда. Парни приходят сюда либо по желанию своих половинок, либо на праздничный ужин, когда собираются несколько пар, чтобы отметить, например, чей-нибудь день рождения. Именинником в этом случае является, естественно, девушка.
Заказывают посетительницы в основном роллы с форелью и угрем или наборы, в которые кроме роллов входят также суши с тунцом, угрем и креветками. Самый ходовой напиток здесь – зеленый чай, который приносят в смешных фарфоровых чайниках.
мнение специалиста
Дмитрий Черныш, старший менеджер суши-бара:
– Основная масса наших гостей – девушки и женщины. Во-первых, японская кухня легкая и не вредная. В ней отсутствуют жирные куски мяса, практически нет холестерина, используются только натуральные продукты – рис, овощи, рыба, то есть некалорийные продукты. Петербургские представительницы прекрасного пола сейчас очень трепетно относятся к своим фигурам и своему здоровью, поэтому многие из них и выбирают японские блюда. А во-вторых, сама атмосфера суши-бара располагает к приятному и открытому общению. Еще хочется отметить, что в японские рестораны почти никогда не приходят поодиночке, в основном это пары и большие компании.
Еда для настоящего мужчины
Основная масса любителей съесть пышущий жаром шашлык, хачапури, хинкали или харчо, как убедился корреспондент «НВ», давно перешагнула 35–40-летний возрастной рубеж. Кавказские рестораны по подбору клиентов можно назвать полной противоположностью японским. 90 процентов чинно восседающих за столами гостей – мужчины, пришедшие насладиться мясными блюдами. И многие из них, судя по комплекции, явно знают толк в хорошей кухне.
Заказывают посетители чаще всего шашлык из свинины или баранины, свежий хлеб и всевозможные овощные закуски. Запивать это у завсегдатаев заведений кавказского общепита принято светлым легким пивом или красным сухим вином. По-быстрому перекусить и бежать по своим делам тут не принято. На такого гостя обидятся даже официанты, не говоря уж о поварах, хотя виду, конечно, никто не покажет. На ужин посетители тратят не меньше 1,5–2 часов. Причем касается это и компаний, и гостей, которые приходят в ресторан в одиночку. Таких здесь, кстати, немало.
Большинство обедающих с большой долей вероятности можно отнести к преуспевающим бизнесменам – дорогие костюмы, массивные часы, мобильные телефоны последних моделей, золотые запонки. Каждый третий – обладатель шикарных усов. Любопытно, что около 70 процентов постоянных посетителей – люди славянской внешности.
мнение специалиста
Аполлон Пипия, владелец грузинского ресторана:
– Хорошо покушать любят все. А кавказская, в частности грузинская, кухня всегда отличалась обилием вкусных блюд. Соглашусь с тем, что большинство клиентов – мужчины. А как иначе, ведь мясо – это мужская еда. Но женщины тоже приходят, так что о неравноправии полов не может быть и речи! То же касается и национального состава наших гостей. Часто за одним столом сидят грузины, русские, осетины, армяне, евреи. Вместе едят, вместе пьют, вместе поют. Я так скажу: шашлык – интернационален!
Где пиво – там футбол
Любителям пива известно: хочешь отведать по-настоящему качественного пенного напитка – иди в паб! Основной контингент пабов – мужчины. Но, как выяснил корреспондент «НВ», в последние годы сюда все чаще заглядывают и девушки, хотя их процент в общем количестве завсегдатаев все еще слишком мал. А вот в Ирландии или Англии выпить кружку пива после работы – привычное явление для мужчин и женщин всех возрастов.
Классический посетитель петербургского паба – мужчина без финансовых проблем, который приходит сюда, чтобы за бокалом пива посмотреть футбол, хоккей или регби и пообщаться с друзьями. Цена самых популярных сортов пенного напитка колеблется от 250 до 330 рублей за пинту. К слову, большинство посетителей соответствуют расхожему представлению россиян о завсегдатаях британских пивных и окрестностей стадионов: широкие плечи, короткие стрижки, гладко выбритые лица, громкий голос (а иначе по вечерам в пабе тебя никто и не услышит). Из-под олимпийки Lambretta выглядывает воротник полосатой рубашки поло Henry Lloyd, на столе – кепка с эмблемой-«компасом» Stone Island, на ногах – белые кроссовки Umbro. И не важно, что по телевизору идет не матч любимой команды, а трансляция играющих в 4-м английском дивизионе «Оксфорд Юнайтед» – «Йорк Сити», настоящему завсегдатаю паба важна сама атмосфера.
мнение специалиста
Наталья Грейтель, заместитель управляющего пабом:
– Если говорить о наших посетителях-петербуржцах, то это мужчины в возрасте от 25 до 50 лет. Многие из них приходят каждый день, чтобы выпить кружку пива и перекинуться парой слов с барменом. По нашим правилам, кстати, бармен обязательно должен уделить внимание клиенту, если от него это требуется, поддержать разговор, рассказать анекдот, чтобы настроение поднять. Люди это ценят! И, конечно же, 99 процентов гостей обожают футбол. Поэтому на экранах постоянно транслируются матчи. А вот каких-то хулиганских наклонностей у наших гостей никогда не замечала. Они отличные парни! Драк тут, во всяком случае, никогда не было.
Чашка кофе с интернетом
Именно здесь предпочитают коротать время студенты после (или вместо) занятий. Особую привлекательность кофейни получили у молодых петербуржцев после того, как открыли для всех посетителей бесплатный беспроводной доступ в интернет.
Стандартный завсегдатай такого заведения – парень или девушка от 18 до 27 лет, заказывающие чашку кофе с пирожным или чая со сладкой булочкой. Интересно, что девушки, проводящие много времени в кофейнях, стараются выделиться на фоне остальных посетителей с помощью ярких кофточек, бросающихся в глаза украшений. Можно сказать, для молодежи, не имеющей возможности посещать дорогие клубы и рестораны, такие кафешки становятся возможностью себя показать и на других посмотреть.
мнение специалиста
Олеся Сухарева, менеджер кофейни:
– К нам студенты заходят очень часто – перед лекциями взбодриться и проснуться, а после занятий – отдохнуть, пообщаться с друзьями, съесть пирожное. Особенно зимой, когда хочется согреться и посидеть в теплой обстановке.
Свободная касса!
Среднестатистический клиент заведений быстрого питания – родители с маленькими детьми. Владельцы сетей фастфуда привлекают ребятишек различными акциями, возможностью получить в подарок игрушку, сувенир или шарик. Взрослые от своих чад не отстают – уплетают за обе щеки картошку фри, вставленные в булки котлеты или сэндвичи. Интересный факт: чаще всего в такие кафе малышей приводят мамы. Папы, видимо, в этот момент смотрят очередной футбольный матч в пабе.
мнение специалиста
Андрей Гвалтис, заместитель директора ресторана быстрого питания:
– Наше заведение не предназначено для долгих посиделок. Люди сюда приходят для того, чтобы поесть и отправляться дальше по своим делам. Детям фастфуд нравится потому, что здесь можно есть прямо руками, никто не одергивает тебя, не заставляет брать в руки неудобную тяжелую ложку, никто не смотрит неодобрительно. Можно даже немножко «похулиганить» – измазаться в соусе, например. И мама за это не заругает, а наоборот, посмеется. Я считаю, что рестораны быстрого питания – это возможность не остаться голодным для тех, кто не может себе позволить обедать в дорогом заведении. К нам постоянно ходят студенты, работники офисов. Хотя несколько дней назад, например, зашел мужчина, у которого одни часы стоили как моя зарплата за три года! Заказал картошку фри, большой бутерброд и лимонад.
Владимир Афанасьев. Рисунки Ольги Быстровой