Три ледниковых периода
В 15-градусный мороз на открытом стадионе сборная России по хоккею обыграла команду Финляндии
–Сколько же стоят билеты? – финская девушка-волонтер кутается в две куртки, но все равно заметно мерзнет. – Честно говоря, я не очень-то люблю хоккей и тем более не могу понять, зачем понадобилось играть в него на улице.
По словам организаторов, билеты ценой по 30–50 евро расходились на ура и на 40-тысячном Олимпийском стадионе Хельсинки, принимавшем еще летнюю Олимпиаду 1952 года, когда дебютировали спортсмены из СССР, непременно должен был быть аншлаг. Именно этот фактор не позволил перенести встречу в закрытый дворец спорта, на необходимость чего намекали представители российской команды. «Хартвалл-Арена» просто не вместила бы всех желающих.
За два часа до игры болельщики начали стекаться к стадиону, на подходах к которому толпу разогревали сменяющие друг друга на сцене местные рок-группы. Еще согреться можно было, купив что-нибудь спиртное, продававшееся в двух точках у стадиона. А в это время на самом «Олимпийском» продолжали очищать промерзшие деревянные скамейки от снега и льда. Когда за 45 минут до начала матча российские хоккеисты вышли на раскатку, работников стадиона на трибунах было по-прежнему больше, чем болельщиков. Однако, когда прозвучал стартовый свисток арбитра, трибуны чудесным образом заполнились примерно на две трети.
Рассказывать о содержании самой игры тяжело по нескольким причинам. Во-первых, ледовая площадка расположена на изрядном расстоянии от трибун, и зрителям удавалось следить лишь за общим характером матча, не вникая в подробности. Во-вторых, на морозе и плохом льду и у хоккеистов по большей части выходил «сумбур вместо музыки» – несуразных моментов, в которых игроки сбивали с ног судью или сносили ворота, долгое время было больше, чем голевых.
– Пальцы на ногах отмерзали, нос, как видите, у меня до сих пор красный. В общем, пришлось тяжело, – жаловался после матча защитник сборной России Андрей Зубарев. – Были проблемы и со льдом. Ребята пытались проявить свои лучшие качества, но на таком покрытии сложно что-либо сделать. Иногда шайба была просто неуправляемой. Не скажу, что мы сегодня избегали силовой борьбы – это официальная встреча, тут нельзя себя беречь. Просто сегодня были другие требования. Делали больше забросов, старались поскорее избавиться от шайбы. Отсюда и мало бросков по воротам. Хотел бы я провести еще один матч на улице? Сомневаюсь.
Во время матча смотреть по сторонам было зачастую интереснее, чем на площадку. Вот российские болельщики, которых на Олимпийском стадионе собралось внушительное количество, делятся друг с другом невесть как пронесенными на трибуны горячительными напитками. Вот девушки из группы поддержки, вопреки законам своей профессии одетые очень тепло, танцуют не останавливаясь на протяжении всего матча и под музыку, и без. Вот фотокорреспонденты ныряют в снег, чтобы заснять этих эффектных даже в зимней одежде девушек. Вот сидящие вперемешку наши и финские болельщики обмениваются выкриками: «Россия!», Suomi!, «Шайбу! Шайбу!». Все вполне мирно, ведь и тем и другим одинаково холодно.
После второго периода сборная России ведет в счете 1:0 (сработала связка нападающих Евгений Кузнецов – Станислав Чистов из челябинского «Трактора»), и в перерыве российские болельщики обмениваются не самыми патриотичными, но весьма разумными соображениями.
– Если финны сравняют счет, пусть и вторую забивают. Овертайма и буллитов мы уже не выдержим!
В третьем периоде трибуны заметно пустеют, но еще до этого на табло высвечивается надпись, что на матче собралось 25 с небольшим тысяч зрителей, что, естественно, стало новым рекордом посещаемости Еврохоккейтура. 19-летний Евгений Кузнецов после блестящего сольного прохода, обыграв четырех соперников, забрасывает вторую шайбу в ворота финнов, устанавливая окончательный счет (2:0), а после матча, общаясь с журналистами, лаконичнее и точнее всех подводит его главный итог:
– И забил, и отдал, и дуба не дал!
Немного отогревшись в раздевалке, российские хоккеисты грузятся в автобус и отправляются в Стокгольм, где сегодня им предстоит сыграть с командой Швеции, а завтра – со сборной Чехии. Теперь уже в тепле и под крышей.
Дмитрий Иванов, Хельсинки