В сквере только девочки...
Вчера в Балтийском медиа-центре открылась выставка скульптурных работ выдающегося скульптора, почетного гражданина Петербурга Михаила Аникушина, посвященная 95-летию со дня его рождения. В экспозиции – бронзовые бюсты Антона Чехова, Александра Пушкина, Рейнгольда Глиэра и беломраморный – Георгия Свиридова…
На вернисаж собрались коллеги скульптора, его ученики, журналисты да и просто неравнодушные люди, которых беспокоит дальнейшая судьба сквера на Каменноостровском, 56. Сквер был назван именем скульптора в 2000 году, там была установлена одна из его монументальных композиций – «Танцующие девочки» (такая же, кстати, стоит в японском городе-побратиме Петербурга – Осаке). И хотя скверу по документам официально присвоено имя Аникушина, нет ни указателей, ни табличек. Скверу в честь композитора Андрея Петрова, открытому также на Петроградской стороне, повезло гораздо больше – уже и название прижилось, и табличка присутствует, и скамейки, и подсветка. Более того, два года назад половина сквера Аникушина вовсе была застроена – появился новый жилой элитный дом
– Помню день, когда я пришел к Михаилу Константиновичу согласовывать текст интервью, он болел – у него что-то серьезное было с рукой. Работать он не мог, мы разговорились, и речь пошла о записи его воспоминаний, – открывая выставку, сказал редактор отдела культуры «Невского времени» Владимир Желтов. – Однако из двух часов беседы диктофонной записи набралось только на 20 минут, все остальное время Аникушин потратил на телефонные переговоры, звонившие постоянно его о чем-то просили, и он кому-то перезванивал, старался помочь. Пришло время и нам ответить ему тем же.
Заместитель председателя правления общественного благотворительного движения «Наследие» Владимир Чудинов рассказал, что активисты организации несколько лет бьются за то, чтобы был создан не только на бумаге, но и в реальности мемориальный музей-мастерская Аникушина и произошла наконец реконструкция сквера с установкой четырех бюстов – Чехова, Пушкина, Глиэра и Свиридова – с декоративной высадкой кустов, с подсветкой. Необходимые решения на уровне правительства города уже приняты, дело за малым – реализацией существующего и одобренного проекта. Владимир Александрович подчеркнул, что письма направлялись во все инстанции. «Разве что только не писали президенту России!» Дважды обращались к губернатору Санкт-Петербурга, и оба раза просьбы были поддержаны. На бумаге.
– У меня большие надежды на сегодняшнюю встречу в Балтийском медиа-центре, надо всколыхнуть общественность, которая подтолкнет правительство города, чиновников, чтобы те наконец решились на этот шаг и реконструировали сквер имени моего отца, мы надеемся, что это будет сделано ко 2 октября, к его 95-летию, – сказала дочь скульптора Нина Аникушина. – Четыре скульптуры, которые вы можете видеть сегодня на выставке, достанутся городу бесплатно. Пушкин, Чехов, Глиэр и Свиридов выбраны не случайно. Михаил Константинович очень много работ посвятил Пушкину, и памятник на площади Искусств уже может считаться визитной карточкой нашего города. Со Свиридовым он дружил, да и вообще очень любил музыку. Папа обожал театр, литературу и всю жизнь, как и его жена, моя мама, скульптор Мария Литовченко (выставка в БМЦ посвящена и ей. – Прим. ред.), дружил с людьми искусства, воплощал их в своих работах. «Гимн Великому городу», сочиненный Глиэром, мы постоянно слышим, но памятника композитору до сих пор в городе нет.
В этот день вспоминали Аникушина как принципиального человека, отстоявшего храм Спаса на Крови, который мог быть взорван к 50-летию Октября, добивавшегося того, чтобы не удаляли пескоструйными аппаратами патину с исторических памятников – Медного всадника или чугунных сфинксов на Египетском мосту. Сегодня никому такой принципиальности не хватает – и памятники, как сказал архитектор Вячеслав Бухаев, стоят чистенькие, притом что непоправимо нарушен их исторический облик. Председатель Союза художников Санкт-Петербурга Альберт Чаркин предложил за оставшееся до 2 октября время «раз в месяц» вспоминать в газетах, на телеканале 100 ТВ, на «Радио Балтика» о прекрасном человеке Михаиле Аникушине и о том, какую роль он сыграл в нашем городе.
Примечательно, что уже подготовлен проект памятника Аникушину, – сделал его 27-летний скульптор Николай Краюхин:
– Я не был знаком с Михаилом Константиновичем лично, но почтение к нему передалось мне через его близкого друга, моего учителя в профессии, скульптора Григория Ястребенецкого. И думаю, прежде всего идея памятника пришла ко мне потому, что я очень люблю работы Аникушина.
Выставка в Балтийском медиа-центре с представленными работами Аникушина продлится до 11 марта. Посетителей ждет книга отзывов.
Бронзовые портреты Рейнгольда Глиэра, Антона Чехова, Александра Пушкина впервые выставлены на обозрение широкой публике. Уже сейчас они готовы переехать в сквер имени Аникушина
прямая речь
Нина Аникушина, дочь скульптора:
– Обидно, что работы моего отца, которого чтили и любили, который столько сделал для города, сегодня считает обременительным для себя хранить Музей городской скульптуры, его произведения не закупает Русский музей. Как быстро мы забываем тех, кого когда-то превозносили, чтили. Я считаю, во всех работах моего отца очень много сердца. Он действительно любил тех, кого лепил из глины, отливал из мрамора и металла. Он говорил: «Холодными руками сделать ничего нельзя».
Андрей Петров, шеф-редактор газеты «Невское время»:
– Я счастлив тем, что в 10 лет, еще будучи юнкором «Ленинских искр», познакомился с Михаилом Аникушиным. Помню, как нас привели на экскурсию на стройплощадку, к котловану, где создавался грандиозный ансамбль защитникам Ленинграда. И теперь, проезжая мимо этого памятника, я всегда восхищаюсь его мощью, силой, подлинностью. Думаю, что сквер с работами Михаила Аникушина на Петроградской стороне, где и родился скульптор, стал бы дивной достопримечательностью Петербурга
Елена Добрякова. Фото Александра Гальперина