XXI век – время Петербурга
Мы и заметить не успели, а наш город за считаные годы обрел новое достоинство и признание, стал еще краше и сильнее
Сейчас много спорят о том, лучше ли стало жить в России за последние лет десять, хуже ли… Вроде как и неплохо теперь живем, говорят, но могли бы и еще лучше. Давать оценки на сей счет – занятие на самом деле бессмысленное. Слишком уж велика Россия, слишком разношерстна и противоречива. В стране все еще немало бедных, но и богатых хватает, есть люди успешные, есть неудачники – как их всех под одну гребенку? То же и с регионами, городами, селами. В один городок заглянешь – ужаснешься: и как тут люди живут? В другой, даже соседний, наведаешься – ахнешь: и это чудо – тоже Россия?! Поэтому не будем измерять ту самую среднюю температуру по больнице. А просто посмотрим вокруг – на Петербург. Как изменился наш город с начала третьего тысячелетия? Тоже, конечно, вопрос непростой, и ответ на него однозначный не дашь. И все же… Пока мы все эти годы бегали по его улицам и проспектам, произошли изменения, которые, если просто встать и осмотреться, поражают.
ощущения
Теперь Москва нас не любит
Раньше, помнится, москвичи нас любили. Жалели даже – так, свысока. У вас, мол, история, памятники, архитектура… Два-три приличных театра даже имеется… Мосты, метро какое-никакое, хотя и симпатичное… Да и вообще – если и не жить, то погулять тут можно. Запущено все, конечно… Ну так интеллигенция… В этом же и прелесть! Или как там наш Пушкин о вас писал?.. Культурная столица, понимаешь… В общем, давайте, держитесь – адью!
А мы смотрели на Москву снизу вверх. Нет, ощущения этакой самой самости у нас всегда, разумеется, хватало. Они это принимали за ревнивую чопорность, державный комплекс навсегда потерянной имперской столицы. Мы – за собственную гордость. Но, так или иначе, «великий город с областной судьбой» – это сказал москвич, поэт Лев Озеров. Растиражировал ленинградец – писатель Даниил Гранин. С тех пор формально ничего не изменилось. Но разве кто теперь скажет, что Петербург – не столица?..
Теперь Москва нас не любит. Завидует? С чего бы вдруг?
Москвичи всегда жили в чистом, богатом городе, куда стремился едва ли не каждый, где одна за другой строились развязки, небоскребы, где происходили почти все мало-мальски значимые для страны события. Лет десять назад москвичи меняли в наших уличных обменниках по несколько стодолларовых купюр за раз, болели за футбольный «Спартак», блиставший в Лиге чемпионов, и любили обсуждать заграничные туры да последние модели автомобилей. Они и сейчас такие же. Разве что «Спартак» уже не тот. И Москва – по-прежнему столица, настоящий федеральный центр. Так с чего же эта перемена?
Сегодня действительно многое изменилось. Теперь мы и сами живем не просто в очаровательном, но еще и в ухоженном, благоустроенном городе. И это у нас открыли кольцевую автодорогу, это у нас строятся (даже с избытком) торговые центры и жилые кварталы. Теперь мы тоже умеем обсуждать нюансы туров в теплые страны, куда можем попасть в любое время года, и новые модели авто. И это в нашем городе прохожие уже привыкли к колоннам правительственных лимузинов, мчащихся по обновленным магистралям из Стрельны в центр и обратно. И это наш «Зенит» теперь блистает в Лиге чемпионов.
Но в Петербурге с появлением денег почему-то совсем не прибавилось того ядовитого, пафосного высокомерия, который так хорошо знаком москвичам.
…Тому же поэту Льву Озерову принадлежит еще одна крылатая фраза: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Талантливому Питеру просто немного помогли. И его талант расцвел.
спорт
Где бы был сейчас «Зенит»…
Когда вся мощь отечественного спорта была сосредоточена в Москве, когда в столицу забирали лучших спортсменов, когда крупнейшие компании щедро спонсировали главным образом столичные клубы – все это считалось нормой. Когда деньги, а за ними и успехи потянулись на берега Невы, столица возопила: «Питер все и всех купил!»
Ну, для начала положим, что далеко не все и не всех. Потому что, скажем, костяк нынешнего «Зенита» – это футболисты, воспитанные в нашем городе.
Впрочем, спору нет: тот же Аршавин едва ли вернулся бы в Петербург, если бы «Зенит» нынче не был командой топ-уровня, даже по европейским меркам. А «Зенит» стал таковым во многом благодаря той поддержке, которую оказывает команде «Газпром». Конечно, газовый гигант давно сотрудничает с «Зенитом». Но вспомним, где была питерская команда в конце XX века. Ответ можно дать предельно точный: в 2000 году «Зенит» занял в чемпионате России 7-е место. И это считалось успехом. Сегодня же и 2-е будет считаться большой неудачей. Потому что в нынешнем веке «Зенит» выиграл больше титулов, чем за весь прошлый.
А где на рубеже веков был хоккейный СКА? А баскетбольный «Спартак»? В лучшем случае – в середняках, а то и в аутсайдерах. Теперь же от армейцев не ждут ничего, кроме победы в стартовавшем на днях Кубке Гагарина. И спартаковцы, взявшие в прошлом году свой первый за два десятка лет трофей (Кубок Европы), нынче не без оснований претендуют на победу во всех четырех турнирах, в которых участвуют.
А ведь у нас есть еще гандболисты (участники Лиги чемпионов) и ватерполистки (бессменные победители чемпионатов России десяти последних лет), есть блистательные фигуристы и прочие олимпийцы.
Работы по возрождению в городе большого спорта еще, конечно, непочатый край. Но именно потому, что речь идет о возрождении – питерские команды так долго и дружно были на задворках, что сразу и вместе всем в лидеры не пробиться.
Зато тем, кто уже пробился, петербуржцы благодарны сполна. 10 тысяч зрителей – обычное дело на матчах СКА в Ледовом. А что будет, когда достроят новый стадион для «Зенита», и представить страшно.
И ведь строительство на Крестовском – только вершина айсберга. Уже построены Академия фигурного катания в Приморском районе и Центр плавания на улице Хлопина, Олимпийский велотрек на том же Крестовском и несколько крытых ледовых арен по всему городу. Плюс современные многофункциональные комплексы нового типа – а это хоккейные катки, футбольные поля, спортивные и тренажерные залы, бассейны… И все это за каких-то пять-десять лет. Так что можно смело предположить, что появление новых Кержаковых и Аршавиных, Сушинских и Валуевых, Плющенко и Кириленко не за горами. Потому что даже эти звезды в свое время о таком изобилии могли только мечтать.
эстетика
Город просто похорошел
По сути, преображение Петербурга началось с его 300-летия. Точнее, с подготовки к юбилею. 40 миллиардов рублей – гигантская по меркам 2002 года сумма, выделенная на подготовку 300-летия, – позволили впервые за много десятилетий обновить фасады всех домов на Невском и большинства значимых зданий в его окрестностях.
Сумма же, которую российские власти планируют в течение ближайших десяти лет выделить на ремонт исторического центра Петербурга, вообще выглядит фантастической: 350 миллиардов рублей.
Вообще-то по принятой во всем мире практике за ремонт зданий отвечают собственники, а если собственник не тянет – объект отдают инвестору. Но в той же Москве совершенно неуправляемые инвесторы такого нареставрировали… Что больше реставрировать уже нечего. Поэтому с Петербургом решили не экспериментировать – и сделать все за счет федерального бюджета. Это дорого. Но надежно и безопасно.
Петербург в последние годы обласкан как государственными, так и частными (но тоже неспроста появившимися) вложениями в его внешний облик. Яркий пример – Константиновский дворец, который даже самые оптимистично настроенные краеведы не надеялись спасти. Не менее удачным примером может стать Новая Голландия. Ремонт Крюковых казарм и предстоящий ремонт исторического здания Биржи тоже дорогого стоят. А еще тот же «Газпром» вложил 241 миллион в реставрацию Фурштатской улицы и еще 319 миллионов в ремонт тротуаров и решеток Литейного проспекта…
Ну а еще одну проблему благоустройства Петербург решил намного раньше, чем Москва, – мощение тротуаров плиткой. В Петербурге даже представить трудно, что тротуары Невского были когда-то были покрыты асфальтом, вязким – летом, скользким – зимой.
Добавьте к этим крупным проектам сотни тех, которые воплощаются ежедневно, шаг за шагом. Это подсветка все новых и новых объектов. Это новые пешеходные зоны с историческим антуражем. Это новые церкви в спальных районах. Это замена утилитарных уличных светильников на изысканные фонари. Это озеленение и повсеместное «оцветочивание» улиц и парков. Всего не перечислить.
А в сумме… Разве, гуляя по Петербургу, вы сегодня не чувствуете себя в Европе? А если и нет, то что ж – с климатом ничего не поделаешь…
инфраструктура
Представьте, что нет кольцевой и газа…
Если бы у Петербурга сегодня не было кольцевой автодороги – это было бы катастрофой, сравнимой с наводнением 1824 года. 200 с лишним тысяч машин, которые ежесуточно пропускает КАД, накатились бы на городские улицы не слабее гигантской нагонной волны и с не менее тяжелыми последствиями.
Все деньги на строительство КАД – 170 миллиардов рублей – выделил федеральный центр. Как и деньги на комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений настоящих (в просторечии – дамбу), который сейчас позволяет безбоязненно вести строительство на Васильевском острове и набережных Невы. А это 110 миллиардов рублей только на достройку объекта – не считая того, что было выделено раньше.
И КАД, дамба – это только самые видные объекты. Менее заметны – ежегодные переводы десятков миллиардов рублей на строительство и ремонт городских дорог. А еще – миллиардные вливания в городское хозяйство по линии федерального фонда поддержки ЖКХ. Именно за эти деньги, например, аврально ремонтировались крыши после ужасной зимы 2009 года.
Но есть вполне материальные вещи, которые важнее денег. Например – энергетическое благополучие северной столицы. В конце 1990-х Петербург получал природный газ строго по лимитам – на уровне 9 миллиардов кубометров в год. Топлива тогда едва хватало уже имеющимся потребителям, а новым получить лимиты было почти невозможно. Хочешь, например, построить завод – но где газ для котельной взять? Сейчас же Петербург получает столько, сколько нужно, без ограничений (это 14 миллиардов кубометров) – и благодаря этому создает автомобильные, фармацевтические и прочие, как сейчас модно говорить, кластеры.
А что такое программа газификации пригородов, которую за свой счет ведет «Газпром»? Это ведь не только забота о жителях частного сектора – инвестиционная привлекательность территорий, на которые подведен газ, повышается в разы.
Словом, деньги – вещь, конечно, приятная, но энергетическое благополучие – это, образно говоря, здоровье, без которого и деньги были бы не в радость.
госполитика
Петербург, Сочи, Казань, Владивосток…
Одна из ключевых основ нынешнего питерского благополучия – переезд крупных налогоплательщиков: «Газпром нефть», «Совкомфлот», «Трансаэро»... Компании федерального уровня ежегодно перечисляют в петербургский бюджет десятки миллиардов рублей, отнюдь, заметим, не петербуржцами заработанных.
Внимание федерального центра к Петербургу, конечно, вызывает у москвичей ревность. Они привыкли считать, что деньги, вложенные не в столицу, – это деньги, у столицы отнятые. В других регионах отношение к статусу нашего города более лояльное.
Во-первых, все понимают, что Петербург заслужил право на эти инвестиции. В тяжелейшие 1990-е годы он был одним из всего восьми регионов-доноров, которые кормили федеральный бюджет. Кстати, кормильцем Петербург остается и сейчас: так, в минувшем году город перечислил центру около
100 миллиардов рублей только налогов, не считая других платежей.
Во-вторых, бюджетные вложения в Петербург многократно окупаются. В-третьих (и это, пожалуй, самое главное), приоритетное развитие северной столицы – это шаг на пути развития других региональных центров. На протяжении 80 лет XX века вся страна работала на Москву – и этот порядок казался незыблемым. Петербург стал первым, кто покусился на монополию столицы. Эксперимент оказался удачным – и вслед за Питером стали возрождаться другие региональные столицы и центры: Сочи, Казань, Владивосток…
Скорее всего, в обозримом будущем в России возродится та модель, которая была в ее имперском прошлом, когда каждый город – от торгового Нижнего Новгорода до древнего Великого Устюга, от Владивостока до Архангельска – имел свою роль, свою славу и свои деньги. Во всяком случае, перемены в этом направлении уже идут.
Материалы подготовили Владимир Владимиров, Степан Морозов, Павел Бессонов, Ирина Мальцева. Фото Интерпресс и Андрея Малашкевича