«Надо настроить театр на марафонскую дистанцию»
Режиссер Адольф Шапиро считает, что нужно заново осмыслить место театра в пространстве жизни
Легендарный петербургский ТЮЗ имени А.А. Брянцева – первый детский театр страны, в конце февраля отметивший 90-летие, вновь стал площадкой для творческого эксперимента. Идеологом этого процесса и генератором новых идей стал режиссер с мировым именем – Адольф Шапиро, несколько лет назад приглашенный руководить художественными проектами театра. Адольф Яковлевич всегда испытывал особо трепетное отношение к нашему ТЮЗу и уникальной системе Зиновия Корогодского, которая сформировала художественный вкус и гражданское мировоззрение нескольких зрительских поколений. Но, принимая предложение комитета по культуре санкт-петербургского правительства, мастер вовсе не собирался «повторять пройденное», зато был готов к попытке нащупать новый путь ТЮЗа в «предлагаемых обстоятельствах». Театру как живой развивающейся системе необходимо постоянное обновление. И своей главной задачей на первом этапе работы Адольф Шапиро видел привлечение в «намоленное» театральное пространство новой публики и поиск новых форм общения с молодежью поколения next.
– Адольф Яковлевич, недавняя премьера «Короля Лира», вызвавшая небывалое оживление как в рядах верных почитателей ТЮЗа, так и в стане «сомневающихся», стала этапной для театра, который, по Пастернаку, предполагает как минимум «быть живым, живым – и только». Это серьезная заявка на будущее, так каким же оно вам видится как его демиургу?
– Демиург… Красивое слово. Но, как сказано у Шварца, я не волшебник, я только учусь. Несмотря на некоторый опыт, я в новой для себя ситуации. Моя задача как руководителя художественных проектов – наладить творческую жизнь. Вывести театр из состояния душевной статики и перевести в состояние душевной динамики. В этом я вижу и задачу театра по отношению к зрителю. О будущем говорить не буду. Если бы я его знал, мне было бы скучно жить. Оно замечательно своей непредсказуемостью. Суть настоящего в том, чтобы не стоять на месте, ощущать себя в движении.
– Ну, давайте поговорим о промежуточных результатах этого движения…
– Был период знакомства, который несколько затянулся. Возможно, потому, что мне по душе эволюционный путь. Всегда помню слова Салтыкова-Щедрина о том, что у нас все реформы кончаются буфетом. Надо было дать шанс каждому в театре проявить себя как с хорошей, так и с плохой стороны, чтобы ясна была картина. Потеря такого лидера, каким был Зиновий Яковлевич Корогодский, не могла не сказаться на судьбе театра. Пытаться восстановить былое бессмысленно. Все другое: страна, школа, экономическая структура и умонастроение людей. Нужно заново осмыслить место театра в пространстве жизни.
Идя по этому пути почти на ощупь, театр дал возможность ряду молодых режиссеров осуществить свои замыслы. Не все пробы оказались удачными, но мы осознанно шли на риск во имя главного: найти тех, кто поведет театр в завтра. Эта задача остается первостепенной и сегодня. Важно было понять, насколько тот или иной постановщик находит контакт с артистами, увлекает их, насколько интересны его идеи…
Одного мы, безусловно, добились. Театр стал более планомерно и интенсивно работать. Выпускаются премьеры, репетиционные классы не пустуют. Видны ли яркие результаты? Скорее, идет подготовка почвы для их возникновения. Приглашены режиссеры, интересно заявившие себя в последнее время, в театр пришла большая группа молодых актеров.
– Откуда они появились?
– Выпускники Петербургской театральной академии и Ярославского театрального училища – ученики Александра Кузина. Кроме необходимых и известных достоинств, они еще хорошо воспитаны. Что не менее важно, чем талант к игре на сцене.
– А что вы сами узнали о театре, когда ставили «Короля Лира»?
– Я не случайно взял шекспировский текст, а не пьесу, заведомо обреченную на успех. Хотелось, чтобы актеры почувствовали дыхание большой литературы и оказались в круге первых вопросов бытия. На главную роль был приглашен один из любимых мною актеров – Сергей Дрейден. Он всегда настроен на пробу, склонен к импровизации. Мне представлялось важным, чтобы молодые, репетируя с ним, видели его отношение к профессии. Еще – коллектив Billy’s Band. Кроме того, что участие Билли Новака и его ансамбля отвечало моему замыслу спектакля, не скрою, рассчитывал на то, чтобы с их помощью привлечь в театр новую публику. Спектакль вызвал споры, обрел горячих поклонников и не менее ярых противников. И те и другие уже по нескольку раз смотрели постановку. Так что мы получили все, кроме равнодушия.
– Но, судя по всему, почивать на лаврах вы не намерены…
– Да я бы с удовольствием. Но жаль тратить время на это приятное, но пустое занятие, точнее – не занятие. Надо настроить театр не на спринтерскую, а на марафонскую дистанцию. Продолжаю репетировать «Лира» перед каждым спектаклем, корректировать и себя, и артистов.
– А что нас ждет впереди?
– Девяностолетие театра – это праздник не только петербуржцев, поколения которых выросли на спектаклях ТЮЗа. Ленинградский ТЮЗ – выдающееся явление театральной и общественной жизни страны. Поэтому фестиваль «Радуга», который состоится в мае, мы посвящаем юбилею театра. В последний день фестиваля, 4 июня, состоится юбилейный вечер. Надеюсь, все будет как у людей – фестивальные спектакли и встречи с людьми, принесшими славу театру, издание книги и гости, слезы и смех…
Но больше всего хочется, чтобы и после дня своего рождения театр празднично и с пользой для себя и зрителей существовал. Пришла пора заняться современной драматургией. Мы выпустили несколько интересных спектаклей: «Титий Безупречный» по пьесе Максима Курочкина, «Дембельский поезд» Александра Архипова, «Датская история» в постановке Александра Кузина и «Злая девушка» Павла Пряжко. Пьеса Архипова не вскользь, а достаточно глубоко анализирует состояние молодых людей, брошенных в котел чеченской войны. Ее нельзя читать без волнения. Уверен, и смотреть тоже. Пьеса Пряжко – это образец нового драматургического языка. Не случайно в ответ на наше приглашение режиссер Дмитрий Волкострелов, привлекший к себе внимание неординарностью художественных поисков, именно ее предложил театру. Мы также заключили договор с драматургом Ксенией Драгунской о написании для нас пьесы по знаменитой книге ее отца «Денискины рассказы». Постановку будет осуществлять Екатерина Максимова. Еще один молодой режиссер, Никита Кобелев, выпустил буквально на днях спектакль по «Повести о господине Зоммере» Патрика Зюскинда. Пьесу Михаила Бартенева «Про Иванушку-дурачка» театр показал в этом сезоне на большой сцене. Беглый перечень того, что зритель увидит, разумеется, не может передать чувств радости, надежды и волнения, связанных с постановкой каждого спектакля.
Беседовала Татьяна Кириллова