Город

Купил – сдай?

12 мартa

 

Несмотря на регулярные проверки контролирующих органов, покупателю при выборе товара стоит надеяться лишь на себя

По данным Управления Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу, количество обращений покупателей, недовольных качеством товаров и услуг, с 2005 года выросло в 18 (!) раз. За 2011 год их поступило более 11 тысяч. Из них примерно 10 процентов – жалобы на некачественные продукты. Однако, как отмечают специалисты надзорных ведомств, привлечь недобросовестных производителей к ответственности пока сложно из-за отсутствия технических регламентов.

– В целом качество продуктов питания на нашем продовольственном рынке удовлетворительное, – успокаивает заместитель начальника отдела по надзору за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Петербургу Вероника Тыльчевская. – По плану мы ежегодно тестируем 60 наименований продовольственных товаров, берем пробы на соответствие стандартам и проводим экспертизу. По ее результатам мы можем привлечь к ответственности: выдаем предписание об устранении нарушений, которое производитель обязан выполнить. Если же он этого не делает, тогда мы направляем иск в суд.

Лидерами в хит-параде нарушителей по-прежнему остаются молочная продукция, мясо, рыба и консервы. Но покупатели жалуются не столько на качество, сколько на отсутствие полной достоверной информации о продукте или товаре. Особенно это касается товаров, расфасованных в самих торговых сетях. 

И все же как наказывают нерадивых продавцов? По словам Вероники Тыльчевской, санкции в этом году наконец ужесточились. Штрафы стали выше, что не может не радовать. С 1 января 2012 года введены поправки в статьи КоАП, где мера административной ответственности за нарушение требования технических регламентов для юрлица составила от 300 тысяч до миллиона рублей, для должностных лиц – от 30 до 40 тысяч рублей. 

– Эти статьи, – говорит представитель Роспотребнадзора, – касаются лишь продуктов, имеющих технический регламент. Правда, их немного: молочная, масложировая, соковая и табачная продукция. Но с июля 2013-го в силу вступают техрегламенты Таможенного союза. Тогда мы сможем принять регламенты в отношении всех групп пищевых продуктов. Например, сегодня за качество молочной продукции уже можно привлечь, а за качество мясной – еще нет, так как нет технического регламента.

Эксперты сходятся во мнении: за последние годы грамотность потребителей сильно выросла. К сожалению, этого нельзя сказать про самих предпринимателей. 

– Малый бизнес не знает тех законов, которые должен знать, – говорит Александр Герман, директор Центра контроля качества товаров, работ и услуг. – В худшем случае покупателей с претензиями они отправляют на все четыре стороны, в лучшем – пытаются разобраться. Поэтому предпринимателей тоже надо учить. 

Так что же делать покупателю, если он приобрел некачественный продукт? Оказывается, сегодня недостаточно просто записать претензию в книгу жалоб или обратиться с заявлением в администрацию магазина. Зачастую, чтобы вернуть свои кровные, приходится доходить до суда. А это сопряжено с кучей сложных и затратных процедур.

– Если некачественно оказана услуга или приобретен плохой товар, необходимо подтвердить это проведением экспертизы, – поясняет Галина Герцева, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Петербургу и Ленобласти. – Потребителю необходимо знание законодательства, чтобы осуществить процесс самозащиты – правильно обратиться к продавцу, изготовителю, изложить претензию и потребовать от продавца, чтобы он провел проверку качества. Кроме того, он имеет право присутствовать при этой проверке. Не всегда потребитель правильно пишет претензии в магазин, и потом, когда он начинает обращаться в органы контроля, из-за этого нарушается последовательность процесса рассмотрения претензии. 

Итак, мы можем надеяться, что контролирующие органы защитят наши интересы в суде или можем попробовать отстоять свои права потребителя собственными силами и пройти через судебные тяжбы. Но в любом случае лучше не доводить дело до суда и, как говорится, проверять товар «не отходя от кассы». Именно это советуют в Обществе по защите прав потребителей.

– Потребителю надо надеяться на самого себя, на свои знания, – констатирует председатель общества Галина Козловская.

 

Анастасия Ложко
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+5
Слабый дождь