Правила съемки
Подписанный губернатором закон, вновь запрещающий фотографировать в метрополитене, вызвал бурю негодования у горожан
В скоре простые горожане и туристы снова не смогут фотографировать в петербургской подземке. Георгий Полтавченко поставил свою подпись под законом «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». Так одним росчерком пера градоначальник ограничил право проводить фотосъемку в метрополитене без официального разрешения руководства подземки. Закон подписан губернатором 7 марта и вступает в силу через десять дней после публикации. То есть уже на следующей неделе человек с фотоаппаратом или камерой на станции метро может быть оштрафован.
Денежные наказания за несанкционированную съемку на любую камеру (в том числе и мобильного телефона), по закону, составляют от 500 до 3000 рублей для физических лиц и от 10 до 30 тысяч – для юридических. Любопытно, что вылавливать людей с камерами станут не только работники службы контроля метрополитена, как это было раньше. Теперь выписывать штрафные квитанции имеют право также дежурные по станции и кассиры в верхних вестибюлях.
Нововведение отбрасывает пассажиров на несколько лет назад. Напомним, строгий запрет на съемку в петербургском метро существовал до 2009 года. Сейчас правила пользования метрополитеном весьма либеральны – все желающие имеют полное право фотографировать на платформах, в наклонных ходах и вестибюлях. Одно условие – не использовать при этом вспышки или световое оборудование.
– Существовавшие до 2009 года правила ограничивали свободы граждан и прямо противоречили законам РФ, – уверен один из активистов, благодаря которым удалось добиться отмены запрета на съемку, петербуржец Денис Юсупов. – Очень не хочется, чтобы снова все возвращалось в прежние рамки. Насколько я знаю, у руководства самого метрополитена нет никакого желания вводить запрет, фотографы никому не мешают.
Как выяснил корреспондент «НВ», инициатива запретить фотографировать в метрополитене исходит от депутатов петербургского ЗС. Поправки к закону разрабатывались членами комитета по законодательству. По мнению его председателя Виталия Милонова, горожане поднимают вокруг этой темы слишком много шума.
– Запрет на съемку в метро – лишь малая часть норм, о которых говорится в документе, но именно она почему-то вызвала повышенный интерес у петербуржцев, – посетовал Виталий Милонов. – На самом деле мы всего лишь привели петербургский закон в соответствие с федеральными нормами. Метрополитен – это объект гражданской обороны, а вопросы ГО и ЧС курируются на федеральном уровне. А всем известно, что на таких объектах снимать нельзя!
– До вступления в силу нового закона мы руководствуемся существующими правилами, – прокомментировала ситуацию корреспонденту «НВ» официальный представитель Петербургского метрополитена Юлия Шавель. – Что будет дальше, пока сказать сложно, но в любом случае мы обязаны выполнять нормы законодательства. Если в ближайшее время не произойдет никаких изменений, съемку в подземке можно будет осуществлять только по специальному разрешению.
Но, похоже, парламентарии поняли, что нововведение – всего лишь законодательное недоразумение, и надеются решить вопрос в ближайшие дни. Как сообщил Виталий Милонов, в пятницу (накануне вступления в силу запрета) комитет по законодательству ЗС проведет специальное совещание с представителями комитета по транспорту и метрополитена. Остается надеяться, что парламентарии, чиновники и транспортники найдут компромисс и оставят право фотосъемки за пассажирами.
– Решить проблему очень просто – нужно всего лишь снова прописать в законе норму о запрете фотографирования с применением вспышки, – считает сопредседатель межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Владимир Федоров. – Ни в одном метрополитене мира, в котором мне довелось побывать, не существует подобных ограничений! В Берлине, Хельсинки и Будапеште мне сотрудники подземки даже позировали, машинисты рукой махали. В «тоталитарной» Белоруссии разрешают свободно фотографировать на станциях. Даже в Москве нет таких ограничений. А определение метро как «стратегического объекта» вообще не выдерживает никакой критики. Если люди свободно попадают в вестибюли, какая тут секретность? Другое дело – закрытые для пассажиров части подземки, где для съемок действительно необходимо получать особое разрешение, но ведь о съемке там речи не идет.
Никита Рубцов. Фото Александра Гальперина