Глубоководная мечта Поморья
Новый порт Архангельска может стать крупнейшим транспортным узлом всего Севера России
Идея строительства в Архангельске высокотехнологичного портового комплекса получила ощутимую поддержку: координационный совет Финансово-банковского совета Содружества Независимых Государств поддержал разработку финансовой схемы привлечения инвесторов.
Амбициозный проект, уже не первый год обсуждаемый в Поморье, по дерзости сравним со стройками первых пятилеток Советской власти, в результате которых в тайге и степи стремительно росли новые промышленные центры. Масштабны и его цели – порт даст не только мощный импульс социально-экономическому развитию региона, но и всего Севера России.
Потребность в его строительстве вызвана прежде всего необходимостью принимать крупнотоннажные суда – с осадкой до 17 метров. Существующие же сейчас портовые районы Бакарица и Экономия такой возможности не имеют.
Сегодня на этом месте, в нескольких десятках километрах от Архангельска, на Зимнем берегу Белого моря – там, где заканчивается дельта Северной Двины в районе острова Мудьюг, – просто лес. Населенных пунктов поблизости нет, а значит, строителям придется с нуля создавать всю инфраструктуру порта и прилегающего к нему поселка, а также железнодорожную и автомобильную развязки от Архангельска. По сути – строить настоящий новый город «на целине», с социальным комплексом для 10 тысяч его жителей.
По словам начальника отдела водного транспорта и связи министерства промышленности, транспорта и связи Архангельской области Михаила Осина, главное, что сдерживает сегодня развитие архангельского порта, – отсутствие возможности захода крупнотоннажных судов. Новый же даст возможность обслуживать суда осадкой до 17 метров и водоизмещением до 150 тысяч тонн. Кстати, сейчас Росморпорт ежегодно вынужден производить выемку грунта на фарватере Северной Двины от входа в дельту до существующего порта Экономия. И хотя выкапывается около миллиона кубометров, дно при этом углубляется всего на метр. В итоге в архангельский порт могут свободно заходить лишь суда с осадкой немногим более 9 метров. Естественные глубины района нового порта позволят значительно снизить ежегодные дноуглубительные работы. А в транспортную схему Архангельска будут включены суда в несколько раз более крупные, чем сейчас заходят в столицу Поморья, – а значит, грузоперевозки станут более эффективными.
Для реализации строительства уже создано открытое акционерное общество «Управляющая компания «Глубоководный район имени М.В. Ломоносова Архангельского морского порта». Проект разработан Центральным научно-исследовательским институтом морского флота, общая стоимость его реализации оценивается в 5 миллиардов евро. При идеальном финансировании его выполнение займет около 5–7 лет.
Архангельский морской порт и его новая часть – Глубоководный район должны стать основным транспортно-производственным комплексом всего Севера России. Это заложено в Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа до 2030 года. Специалисты сходятся на том, что реализация проекта расширит транспортную схему морских портов Содружества Независимых Государств и ускорит развитие Северного морского пути. А еще серьезно повысит статус Архангельской области как участника транспортно-логистической системы России.
Даст порт и серьезный импульс в реализации еще одного перспективного и объемного проекта – строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», которая позволит сократить транспортное расстояние по доставке грузов с Транссиба и Уральского промышленного региона в порт Архангельск примерно на 500 километров. Таким образом, столица Поморья выходит вперед в негласной и давней конкуренции с мурманским портом. Ведь расстояния через Архангельск значительно меньше, чем через Мурманск, особенно это относится к транссибирскому направлению.
– Этот проект имеет стратегическое значение для всего Северо-Запада и обернется возрождением былой славы Архангельска как первого порта России, новыми рабочими местами и серьезными инвестициями, – считает и. о. министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Эрнест Белокоровин. – Сегодня идет борьба за инвестора. И первый вопрос, который они задают, – что будем везти. Ведь существующая грузовая база вряд ли заинтересует тех, кто готов вкладывать в развитие порта столь серьезные средства. Будет груз – будет и порт. Поэтому необходимо увязывать этот проект со строительством «Белкомура». Таким образом, в перспективе основными грузами и регионами, на которые будет ориентироваться глубоководный порт Архангельска, станут экспортный уголь Печорского бассейна и Кузбасса, который сейчас вынужден экспортироваться через отдаленные порты Прибалтики, Мурманска и Дальнего Востока, лесная продукция Архангельской и Вологодской областей и Республики Коми, калийные удобрения из Пермского края, углеводороды Тимано-Печорской нефтегазовой провинции и шельфа полярных морей, включая газовые месторождения Ямала, а также транзитные грузы в контейнерах, курсирующие между странами Евросоюза и Юго-Восточной Азии.
В правительстве Архангельской области предполагают также, что во многом ожидания потенциальных инвесторов связаны с грядущим политическим решением о начале разработки Штокмановского месторождения, а также способе ее ведения, которые во многом определят транспортно-логистические перспективы Северо-Запада России в целом.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области