Город

Размыв закатают в бетон

20 мартa

 

Работы, запланированные на участке между станциями метро «Лесная» и «Площадь Мужества», позволят надолго забыть о подземном плывуне

Аварийный участок красной ветки Петербургского метрополитена между станциями «Площадь Мужества» и «Лесная», более известный как «плывун», укрепят. На прошлой неделе комитет по транспорту объявил конкурс на создание проекта, по которому тоннель, затопленный после ремонта, забетонируют. Это позволит надолго забыть о проблемах на размыве, из-за которого девять лет Кировско-Выборгская линия подземки была разорвана на две части. По словам экспертов, после заливки аварийного тоннеля бетоном можно будет полностью исключить серьезные подвижки грунта на поверхности и исчезнет опасность для расположенных над тоннелем зданий. На разработку проекта город готов потратить более 45 миллионов рублей.

Победителю конкурса предстоит заполнить тоннели через пробуренные с поверхности скважины. Самый эффективный метод бетонирования, как выяснил корреспондент «НВ», определят позже, для этого специально созовут научно-технический совет, на который привлекут экспертов и представителей комитета по транспорту. Наиболее подходящий раствор испытают на экспериментальном участке, и только после этого развернутся масштабные работы.

Но в этом году они, скорее всего, не начнутся. Впереди огромная «бумажная работа»: все документы на конкурс претенденты должны предоставить до 18 апреля, а подведение итогов запланировано на 25 апреля. После чего еще один тендер, в ходе которого выберут подрядчика. Наибольший опыт в подобных делах у специалистов ОАО «Метрострой», выполнявших проходку новых тоннелей в конце 1990-х – начале 2000-х. Но заинтересует ли предприятие нынешний конкурс – большой вопрос.

– Пока неизвестно, будем ли мы участвовать в конкурсе вообще, – рассказала корреспонденту «НВ» официальный представитель ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк. – Дело в том, что на размыве планируется провести такие работы, которые могут выполнить наши подрядчики, заключив с метрополитеном контракт напрямую.

Проблемы на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» начались еще во время строительства Кировско-Выборгской («красной») ветки. В 1974 году здесь возникла авария – проходчики натолкнулись на подземный плывун. С одной стороны, метростроители были готовы к такому повороту – при проектировании линии учитывалось, что пройдет она через водонасыщенные грунты и водоносные пески с напором воды в несколько атмосфер. Решить эту проблему планировали с помощью стандартного на тот момент криогенного оборудования – перед проходкой закачивали охлажденный водосоляной раствор и только после этого в замерзшей толще пробуривали тоннель. При этом тоннели решили разместить один под другим, чтобы уменьшить количество скважин и труб.

В начале апреля 1974 года во время бурения передовых разведочных скважин нижнего тоннеля рабочие обнаружили, что часть породы заморозить не удалось и из нее активно поступает вода. Чуть раньше выяснилось, что не замерз и расположенный на глубине 90 метров плывун. В результате вода заполнила не только нижний тоннель, но и быстро начала поступать в верхний. Аварийные затворы вовремя закрыть не удалось, но все метростроители благополучно спаслись. Зато серьезные последствия аварии наблюдались на поверхности – часть домов обрушилась, образовались провалы. До сих пор следы этого хорошо заметны на корпусах НПО «Аврора». Чтобы остановить разрушения, руководство города приняло решение затопить аварийные тоннели (в них закачали огромное количество водопроводной воды), а недалеко от станции «Лесная» возвести специальные заграждения.

Повторную проходку осуществляли уже с применением жидкого азота, замораживающего породу. В 1975 году ветку торжественно открыли, но через дренажную систему в тоннель все равно ежесуточно поступало около 60 кубометров воды. К февралю 1995 года ее количество резко увеличилось из-за разрыва металлоконструкций, и даже уменьшение скорости поездов на участке «размыва» не улучшило ситуацию. В результате в декабре тоннель пришлось затопить.

– Решение оказалось очень непростым, но затопление тогда стало единственным выходом, иначе на поверхности вновь могли произойти обрушения зданий и провалы, – рассказала официальный представитель Петербургского метрополитена Юлия Шавель. – Участок полностью закрыли, а движение поездов организовали по зонному принципу на двух отрезках Кировско-Выборгской линии.

Новый перегонный тоннель сдали в эксплуатацию только через 9 лет, сказалось хроническое недофинансирование подземки. Еще на этапе проектирования, как сообщила Юлия Шавель, специалисты разработали особую систему мониторинга, который кроме экспертов службы тоннельных сооружений метрополитена осуществляют также привлеченные специалисты подрядных организаций. С момента консервации затопленных тоннелей контролируется состояние участка их примыкания к действующему, а также ведется мониторинг поверхности. Как отмечают эксперты, никаких предпосылок к повторению аварийной ситуации на размыве сейчас нет. А разработанный в результате конкурса проект позволит составить прогноз на ближайшие 20–30 лет и локализовать зону осадок территории, ограниченной улицами Новороссийской, Карбышева, Политехнической и площадью Мужества. 

 

 

Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
29 ноября
пятница
+4
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+3
Слабый дождь
01 декабря
воскресенье
+5
Слабый дождь