Учитель разбивает стереотипы
Режиссер Алексей Учитель начал съемки фильма «Восьмерка» по мотивам повести одного из самых востребованных молодых российских писателей Захара Прилепина.
Интересно, что повесть еще не издана, и поначалу Алексей Ефимович с Захаром Николаевичем условились, что книга появится одновременно с выходом картины в прокат, однако на днях все-таки решили, что повесть правильнее издать этой весной. Впрочем, книжная «Восьмерка» будет отличаться от киношной уже хотя бы потому, что сценарий пишет не сам автор, а известный кинодраматург Александр Миндадзе. Оператором картины стал Юрий Клименко, с которым Учитель снял свои лучшие фильмы.
В кинематографических кругах принято сетовать на то, что нынче большой дефицит сценарных идей, но при этом продюсеры и режиссеры предпочитают не обращать внимания на современную российскую литературу. А ведь тиражи книг наших писателей в России выше, чем у переводных западных авторов, и, как мудро заметил Михаил Веллер, «наши работают достойно, а что сегодня пишут товарищи французы и американцы – это просто тихий ужас!».
Алексей Учитель решил разорвать замкнутый круг и обратился к новой литературной волне:
– Мне самому удивительно, как меня зацепила эта повесть! Действие происходит накануне нового, 2000 года. Четыре друга-героя – омоновцы, только что отслужившие в армии, им противостоят бандиты. История жесткая: один из мушкетеров-омоновцев полюбил подружку бандита… Когда я рассказываю это друзьям, они улыбаются: «Вот и ты начал ментовские сериалы снимать!» Но это лишь внешний слой, потому что история на самом деле глубокая, искренняя, вечная. Здесь и «Ромео и Джульетта», и анти-«Бригада», и «Три мушкетера» – очень много пересечений, дружба, любовь, предательство. Есть и экшен, есть и юношеская романтика. Я постоянно читаю сценарии, романы, повести, но впервые встретил современное литературное произведение, в котором герои, очень зависимые от государственных и личных обстоятельств, вдруг почувствовали внутреннюю, в первую очередь духовную, свободу. Такого состояния я давно не встречал ни в беллетристике, ни на экране. «Восьмерка» – это один из символов 1990-х, я ездил тогда на белой «восьмерке», но это еще и знак бесконечности…
Все хорошо, но удастся ли маститым режиссеру и оператору, перешагнувшим 60-летний рубеж, снять молодежное кино по повести 36-летнего писателя?
– Мы намеренно не будем гнаться за молодежной киностилистикой, – говорит Алексей Ефимович. – Если бы я ударился в такие эксперименты, точно бы провалился, потому что каждый должен работать в той манере, которая ему близка.
Чтобы добиться правдивости, Учитель сделал ставку на абсолютно неизвестных молодых актеров. Главного героя сыграет омич Алексей Манцыгин, его возлюбленную – второкурсница Щукинского училища Дарья Урсуляк.
Алексей Учитель взялся разбить еще один стереотип: действие фильма происходит под Новый год, и режиссер хочет снять новогоднее кино не как пустышку-комедию, а как настоящую драму, прямое и честное кино.
В отличие от предыдущей высокобюджетной, щедро спонсируемой РЖД и обласканной Первым каналом картины Учителя «Край» нынче все будет скромнее. История должна тронуть зрителя не эффектными сценами, а искренностью. Основные съемки пройдут на территории Кировского завода, где, по словам режиссера, он нашел целый город с улицами, площадями, индустриальной натурой.
Съемки продлятся до конца осени, и если все сложится удачно, фильм выйдет в конце года или в начале следующего.
Виктор Казаков. Фото МИХАИЛА САДЧИКОВА-МЛ.