Мнения и комментарии

И богатые тоже любить умеют!..

22 мартa

Состоялась премьера нового сериала «Личные обстоятельства»

Все познается в сравнении. И когда в течение недели ты наблюдаешь одновременно в эфире одного из главных телевещателей страны сразу два сериала, то невольные сопоставления напрашиваются сами собою. Тогда один аудиовизуальный продукт поневоле выступает в роли «комментатора» другого. И наоборот. При той суете, которую Первый канал развел вокруг «новой Гай Германики», реклама другого эфирного творения – мини-сериала «Личные обстоятельства» – показалась даже чересчур скромной. Но свою аудиторию лента режиссера Алексея Лебедева все же нашла. Более того, приходилось уже сталкиваться с мнениями о том, что «Личные обстоятельства» привлекают к себе гораздо больше внимания, чем выспренные постановочные потуги и претензии «Леры Калигулы».

Ситуация с точки зрения профессии вполне объяснима, так как Алексей Лебедев далеко не новичок в большом кино и сериальном бизнесе. Еще в середине 1980-х его «Фуфло» привлекло внимание критиков своей необычной постановкой вопроса о современном герое, лишенном моральных координат в жизни. Затем были более или менее успешные попытки режиссуры в сериальном кино, в том числе и в одном из лучших сериалов 90-х – «Охота на Золушку». И вот новое десятилетие, и «новый Лебедев», уверенно осваивающий социальные и бытовые реалии российской действительности времен стабильности поры второго и третьего президентов. Очевидно, что и драматургические открытия в подобной ситуации возможны там, где хотя бы что-то происходит. А посему жанр криминальной мелодрамы оказался для режиссера наиболее адекватен в решении творческих задач – поведать необычную историю о социальной несправедливости и о любви, которая сию несправедливость помогает преодолевать.

Хотя, если бы социологи вооружились своими научными лупами и микроскопами опросов и исследований, то они наверняка бы обнаружили в главном герое «Личных обстоятельств» – докторе Германе Кузнецове – все признаки наличия принадлежности к тому самому среднему классу, который нынче так громко заявляет о себе в сфере политической, но пока еще не обрел своих певцов и летописцев в сфере художественной. Выбор узнаваемого актера, Андрея Соколова, на главную роль стоит назвать удачным, ибо ему всегда удавалось передать ощущение реальности поведения своих героев, даже тогда, когда сценаристы, продюсеры и режиссеры изобретали самые невероятные личные обстоятельства. В нынешнем их варианте сюжет закручен так лихо, что поневоле кажется нереальным и почти фантастическим, если бы не одно «но»… Его событийные отголоски можно обнаружить в ряде резонансных дел, связанных с громкими ДТП и широко освещавшимися в СМИ в последнее время. Достаточно вспомнить трагическую историю столкновения двух иномарок на Ленинском проспекте в Москве. Или трагедию на пешеходном переходе в Брянске.

Впрочем, Алексей Лебедев как автор не настаивает на точном соответствии фабулы своего сериала тому, что происходит нынче на российских дорогах. Стартовый зачин фильма – лишь отправная точка для повествования о том, что и богатые тоже любить умеют, а социальная справедливость – вещь достижимая не только с помощью правоохранительных органов, но и могучей Всемирной сети. Хотя в контексте сюжета «Личных обстоятельств» иные повороты интриги приобретают характер достаточно вольного допущения. Могло быть так, как показано в сериале. А могло и не быть…

Оказаться участником ДТП с жертвами может любой гражданин. Что, собственно, и происходит с героем Соколова. Но не в каждом ДТП виновницей становится дочь богатея Сундукова. Врач Кузнецов мужественно борется за жизнь девочки, чьи родители погибают в аварии. А вот девушка-мажор Ирина (Валентина Лукашук) качает права и получает от героя заслуженную пощечину. Дальше начинается месть олигарха Сундукова, который всеми правдами и неправдами пытается поставить зарвавшегося, с его точки зрения, эскулапа на место. Владимир Меньшов играет эту роль сочно и со вкусом, демонстрируя пролетарское прошлое и брутальную классовую уверенность хозяина жизни в своих силах, возможностях, а главное – праве решать, кто прав и кто не прав в этом мире. Только в его системе ценностей оказывается слабое звено – молодая жена Катя (Олеся Судзиловская). Ее-то и похищает обиженный на Сундукова доктор Кузнецов…

Думаю, дальше пересказывать сюжет не имеет смысла, так как зрители со стажем сразу догадаются о последствиях подобной уголовно наказуемой акции со стороны главного героя. Возникающая коллизия придает сериалу дополнительный драматургический импульс и лишает его банального линейного развития. Возникающая симпатия между похитителем и похищенной – мотив, не однажды обыгранный в литературе и кино. В сериале Алексея Лебедева он преображает жанр фильма из криминальной драмы в любовную мелодраму. Режиссер, наверное, не без умысла соединил вместе Соколова и Судзиловскую. Пара, надо сказать, получилась убедительная и красивая. Особенно если помнить о том, кто у героини муж. Чувства возлюбленных оказываются сильнее социальных перегородок и предрассудков. И как-то уже особенно не задумываешься ни о логичности действий мстителя Сундукова, ни о причудливости мотивов, по которым он меняет свое отношение к происходящему, ни о методах, применяемых к непокорному доктору. Все эти уголовно-правовые аспекты как-то растворяются в отношениях главной пары героев с теми людьми, которые их окружают. И, наверное, это и спасает сериал от банальности сценарных выдумок, необходимости рисовать картину достоверного оправдания поступков основных фигурантов истории с похищением.

Оно оказалось опасным. Очень опасным. Но, как известно, в наших сериалах при всех крайностях фабульных интриг должны сохраняться и устойчивая вера в лучшее, и надежда на разрешение всех мыслимых и немыслимых конфликтов. В этом смысле «Личные обстоятельства» подобным требованиям отвечают, оставляя в финале в зрительской душе сладкое чувство социальной справедливости по отношению к сильным мирам сего, которые – о чудо! – не властны над чувствами тех, кто от них зависит. Чем заканчивается подобное заблуждение для таких «масштабных» личностей нашего времени, убедительно продемонстрировано Алексеем Лебедевым в сериале. Только, к сожалению, на всех олигархов не хватит выдумки сериальных сценаристов. И не на каждого Сундукова найдется свой доктор Кузнецов. И в этом есть суровая правда жизни, отличающая реальность вокруг нас от реальности экранной. А пока мы можем сполна порадоваться за любовь красивой пары героев, которой уже никакой олигарх не страшен.

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой телерадиожурналистики факультета журналистики СПбГУ
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
30 апреля
вторник
+12
Слабый дождь
01 май
среда
+11
Облачно
02 май
четверг
+10
Облачно