Центробежная сила
Власти Петербурга разработали схему объезда центра, въезд в который будет закрыт
Проект транспортного объезда центра Петербурга (ТОЦ) по плану должны реализовать уже через четыре года. Причем часть объектов дорожной инфраструктуры, призванных спасти исторический центр от многочисленных пробок, город намерен возвести за счет частных инвестиций. На специальном совещании, которое состоялось на этой неделе под руководством вице-губернатора Сергея Вязалова, чиновники решили, что строить развязки будут на основе частно-государственного партнерства.
Сейчас речь идет об участке в районе Обводного канала. В будущем году, как надеются чиновники, начнется строительство многоуровневых объектов на пересечении набережной Обводного канала с рекой Екатерингофкой, Лиговским, Московским и Старопетергофским проспектами. Одновременно с этим должны реконструировать саму набережную Обводного канала. Общая стоимость проекта оценивается в 19 миллиардов рублей, и львиную долю затрат, по всей видимости, предстоит взять на себя частным инвесторам. Оставшиеся деньги поступят из специального инвестиционного фонда федерального правительства и городского бюджета. Впрочем, эксперты уверены, что предложение города частники не оценят.
– Сразу же возникает вопрос возврата вложенных средств, – рассказал корреспонденту «НВ» источник в одной из крупных дорожно-строительных компаний Петербурга. – Я пока вижу лишь один способ: взимание платы за проезд по построенным с привлечением частных денег объектам. Но это в наших условиях невозможно, ведь доступ на улицы, на которых появятся развязки, нельзя по закону закрыть для тех, кто не захочет платить. Это же не отдельная трасса, тут расположены жилые дома, организации.
Единственный вариант финансирования, применимый в случае с реконструкцией набережной Обводного канала, отметил собеседник «НВ», – хорошо зарекомендовавшие себя в европейских странах «контракты жизненного цикла». Их смысл в том, что государство заключает договор с инвестором на определенный срок (так называемый «жизненный цикл объекта»), а затем выплачивает ему затраченные деньги равными долями на протяжении действия этого договора. При этом на частного инвестора ложатся все требования по поддержанию рабочего состояния объекта. Но найдутся ли желающие идти на такие условия и ждать прибыли долгое время – большой вопрос.
Основой ТОЦ, помимо участка набережной Обводного канала от проспекта Обуховской Обороны до Двинской улицы, станет центральный участок Западного скоростного диаметра (ЗСД). Его планируется подключить к схеме транспортного обхода через Гутуевский остров и перекресток улицы Савушкина и Приморского проспекта. Далее автомобильные потоки авторы проекта предлагают направить по Ушаковской, Выборгской, Пироговской, Арсенальной и Свердловской набережным с выводом их на проспект Обуховской Обороны через мост Александра Невского. Изначально планировалось использовать для этого Орловский тоннель, но от проекта город, как известно, решил отказаться из-за слишком высокой стоимости.
Пока открытие ТОЦ в 2016 году выглядит полной утопией – уж больно протяженной получается трасса. На деле же строить с нуля и реконструировать придется примерно половину объектов. Участок от Приморского проспекта до Херсонской улицы, например, вообще, как рассказали в КРТИ, можно включать в схему хоть сейчас. Масштабные работы предстоят на набережной Обводного канала (реконструкция и возведение четырех развязок) и центральном участке ЗСД (от набережной Екатерингофки до правого берега Большой Невки – его должны открыть к 2015 году). Кроме того, предстоит также возвести транспортную развязку на Пироговской набережной.
– При непрерывном финансировании, если строители имеют на руках готовый и утвержденный проект, за три года все работы закончить вполне реально, – считает заместитель главного инженера строительного треста Виктор Игнатьев.
Появлению ТОЦ вроде бы в первую очередь должны радоваться автомобилисты, которым сегодня приходится проводить огромное количество времени в дорожных заторах в центре города. Но автовладельцы ждут открытия транспортного обхода с тревогой.
– Существует большая опасность, что после открытия ТОЦ власти перейдут к активным действиям и сделают въезд в центральную часть Петербурга платным, – считает заместитель руководителя общественной организации автомобилистов «4 колеса» Семен Авдеенко. – И у них появится серьезный аргумент – мол, вам сделали объездную трассу, так что не суйтесь в центр.
– Для того чтобы хотя бы начать обсуждать этот вопрос, нам еще как минимум лет 10–15 нужно подождать, – сообщил корреспонденту «НВ» вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи. – Сейчас городские власти его даже не рассматривают. Центр обязательно нужно разгружать, но сделать это можно по-разному. Например, вводить выделенные линии для общественного транспорта, создавать ему приоритет движения, ограничивать скоростной режим и въезд в историческую часть для грузовиков. Для нас эта проблема остается одной из приоритетных, но говорить сегодня о закрытии для автомобилей доступа в центральную часть Петербурга ни в коем случае нельзя!
Владимир Афанасьев