Павел Лунгин: «Спасение российского кино – фильм на английском языке»
В Москве состоялась премьера нового фильма Павла Лунгина «Дирижер». 29 марта картина выходит в прокат, а режиссер уже занят работой над новым проектом. В «Дирижере» снимались в основном театральные артисты, в новом фильме планируется участие больших кинозвезд. Объединяет два фильма то, что впервые для Лунгина большое место в них отведено музыке.
– Павел Семенович, среди исполнителей в «Дирижере» нет так называемых медийных лиц. Почему?
– Чтобы все было правдой. Слишком знакомые персонажи, кочующие по всем сериалам, фильмам, программам, шоу и журналам, уже не вызывают доверия. Мне нужны были артисты, способные проживать ситуацию изнутри, чтобы зрители отождествляли себя с ними. Это попытка обратиться к человеку и его внутренней жизни, к его нерешенным вопросам. Инга Оболдина, Карен Бадалов, Сергей Колтаков и другие играют людей, а не фикции, которыми в основном заполнены экраны.
– В главной роли – Владас Багдонас. Петербургские зрители знают его по работам в театре «Балтийский дом», а остальной России он едва ли известен…
– Владас – литовский актер, у Эймунтаса Някрошюса он сыграл самые знаменитые роли мирового репертуара. В кино это первая его главная роль. Для меня он актер абсолютно бергмановского наполнения, трагического накала, способный передать тончайшие переживания. Багдонас – гений перевоплощения. Профессиональные музыканты приняли его за реального дирижера, все его движения и полная погруженность в музыку их в этом убедили. Хорошо иногда брать артистов на контр-амплуа, но еще лучше, когда масштаб личности героя и исполнителя совпадает. Владас мощный человек и артист, в нем видна одинокая, гордая, суровая жизнь, поэтому я считаю, что это находка для нашего фильма и для кино в целом.
– «Дирижер», по сути, – оратория, ставшая фильмом. Как это произошло?
– Митрополит Иларион (Алфеев) пришел ко мне со своим музыкальным произведением «Страсти по Матфею». У него была идея создать фильм с его музыкой, где были бы показаны храмы, фрески, сохранившиеся в старых полуразрушенных монастырях Сербии и Черногории. Вот этого я как-то не умел делать, но музыка меня захватила. Так появилась идея соединить реальную историю, простые бытовые действия с высокодуховным симфоническим музыкальным произведением. Внешняя канва событий фильма проста: история поездки дирижера и его оркестра в Иерусалим для исполнения оратории. Эта музыка звучит постоянно, чтобы потом реализоваться уже в финальном концерте, реальном выступлении музыкантов.
– Ваш следующий фильм «Пиковая дама» будет на английском языке. С чем связано такое решение?
– Я уже несколько лет назад понял, что спасением и возрождением нашего кино будет попытка снять фильм на английском языке, обязательно в сотрудничестве с другими странами. Только в этом случае есть шанс сделать наше кино общезначимым, общепонятным. И придумал современную историю, связанную с оперой «Пиковая дама». Это психологический триллер, где все, что случается с героем фильма, практически повторяет все происходящее с пушкинским Германном. Певец мечтает получить эту роль в оперной постановке и ради нее готов на любые авантюры, в сюжете смешиваются события «Пиковой дамы» и реальность. Это не музыкальный фильм, но большие куски музыки, возникающие по ходу действия, во многом его определяют.
– Что-то вроде «Черного лебедя» Даррена Аронофски?
– Мы с ним придумали свои истории практически одновременно. Аронофски меня обрадовал талантливым фильмом, но и огорчил – тем, что успел уже его снять, а я к воплощению своего замысла еще только подступаюсь. Я уже давно предчувствовал, что есть какая-то ощутимая рифма между безумием современной жизни и гениальной музыкой Чайковского, в этом смысле мы с Дарреном Аронофски совпали. Есть идеи, которые носятся в воздухе.
– На какой стадии сейчас ваш проект?
– Моим партнером выступает студия Федора Бондарчука «Арт-пикчерз». Фонд кино готов нас поддержать. Знаменитый британский кинодраматург Дэвид Сайдлер, написавший сценарий оскароносного фильма «Король говорит», прочитал уже готовый сценарий, очень высоко его оценил и согласился участвовать в работе над фильмом. Дэвид дорабатывает мой текст с учетом того, что в фильме должны сниматься крупные голливудские и европейские актеры – это послужит гарантией международного проката. Пока же готовимся к съемкам, которые запланированы на осень.
– Можно назвать имена этих звезд?
– Тот, кто сыграет Германна, возможно, станет звездой после нашего фильма. Эта роль очень подходит для звездного старта. Мы ищем актера, уже себя проявившего, но совсем еще молодого. В центре нашей истории – оперный певец, этакий современный Германн, молод, талантлив, красив и полон амбиций, надежд, страстей. Он жаждет насыщенной, яркой жизни, задыхается от того, что денег нет, славы нет, а он хочет получить все сразу и очень быстро. Есть еще роль оперной дивы, суперзвезды, которая одновременно и есть та самая Пиковая дама – роковая для нашего героя.
– Кто ее сыграет?
– Эту звезду тоже еще предстоит найти. Думаю о Шарлоте Рэмплинг, она великая актриса и невероятно притягательная женщина, для которой нет понятия возраста. Есть еще одна кандидатура, которая может показаться довольно неожиданной, но для меня она очень убедительна, – Шэрон Стоун. В ней тоже есть все качества, нужные для этой роли: негаснущая сексуальность, сильный, непростой характер, умение подчинять себе мужчин. Попробуем показать ей сценарий, может быть, она рискнет сняться у русского режиссера.
Краткая фильмография:
«Такси-блюз»
«Луна-парк»
«Олигарх»
«Бедные
родственники»
«Остров»
Беседовала Ольга Галицкая