Дива блеснула для библиотеки
В Концертном зале Мариинского театра произошло уникальное событие – впервые на его сцене пела Чечилия Бартоли, суперзвезда мировой классической музыки, певица, покорившая своим голосом и артистизмом Герберта фон Караяна, Даниэля Баренбойма и многих-многих других дирижеров, имевших удовольствие выступать с ней на одной сцене.
Госпожа Бартоли в этот свой визит в Россию дала концерты в Петербурге, Москве и Казани. Наш город был в турне первым, и прибыла сюда артистка... на пароме. Певица рассказала корреспонденту «НВ», каким прекрасным и вдохновляющим было ее трехдневное путешествие по морю из Любека в Петербург:
– Я стояла на палубе и смотрела, как корабль разрезает лед – для меня, итальянки, которой даже снег в диковинку, – это очень сильная эмоция. За эти три дня я успела почувствовать, что путешествую, чего обычно не ощущаешь на самолете.
Кроме того, артистка рассказала, как любит работать в архивах и находить в них уникальные музыкальные сокровища. И потому для нее так важен концерт в Петербурге, который она дает в поддержку библиотеки Мариинского театра (там находятся партитуры с автографами великих композиторов, работавших в нашем городе).
Программа петербургского концерта, которую артистка составляла во многом сама, делилась на две части. В первой звучала музыка Моцарта – в аутентичной манере и с соответствующей визуальной подачей: синьора Чечилия вышла на сцену в черном бархатном камзоле с белой рубашкой, узких брюках и сапогах мужского кроя, при ходьбе «щеголявших» алыми подошвами. Словно жемчужины на ожерелье – гладкие, ровные, точно калиброванные – посыпались из ее уст ноты молниеносных виртуозных пассажей. И все это – с зашкаливающей эмоциональностью, блеском в глазах, страстностью, способной разбудить даже самое черствое к музыке сердце, а главное – со стопроцентной интонационной точностью. Артистка исполнила концертную арию для сопрано и оркестра Chi sa, chi sa qual sia, а также написанные Моцартом для певцов-кастратов партии Секста из оперы «Милосердие Тита» и Мотет для сопрано и оркестра Exsultate jubilate. Успевая «поговорить» взглядом буквально с каждым слушателем, она «не выключалась» из роли на сцене и в моменты оркестровых фрагментов, «живя» каждую секунду, всем телом, всей душой – и сорвала заслуженные овации зала, которые жестом всякий раз скромно переадресовывала управлявшему оркестром Валерию Гергиеву.
Во втором отделении Бартоли покорила публику не только блистательным выступлением, но и ярким роскошным изумрудным платьем в пол. Задействуя всю палитру красок и динамического диапазона – от пианиссимо до форте – она исполнила арии из опер Россини («Севильский цирюльник», «Отелло, или Венецианский мавр», «Золушка»). А на бисовый «десерт» очаровала бодрым маршем Ратаплана Марии Малибран.
Слушатели еще долго не хотели расставаться со звездой, снова и снова вызывая сияющих от счастья Чечилию Бартоли с Валерием Гергиевым, на поклон. Действительно, приходить в себя и довольствоваться обычными концертами после такого эмоционального взрыва и демонстрации такого безупречного профессионализма будет крайне сложно.
Алина Циопа