Укрощение «Океана»
Около полутора тысяч гаражей кооператива «Океан-6» снесут ради строительства торгово-развлекательного комплекса
В Приморском районе разгорается новый гаражный скандал. Вчера рано утром на территорию гаражного кооператива «Океан-6» на Елагинском проспекте прибыли судебные приставы в сопровождении представителей частного охранного предприятия (по другим данным – бойцов службы охраны приставов). Они потребовали от охранников кооператива покинуть объект и выставили оцепление по периметру гаражной площадки. Пришедших за своими автомобилями владельцев боксов внутрь не пропустили.
На месте нынешних гаражей (всего на территории кооператива около 1400 боксов) планируется построить новый торгово-развлекательный центр. Застройщиком выступает компания ЗАО «Старт Приморский», входящая в состав УК «Старт», принадлежащей совладельцу холдинга «Илим Палп» Захару Смушкину.
Недовольные гаражники устроили у ворот кооператива стихийный митинг. Больше всего людей разозлило то, что им не дали даже вынести с территории свое имущество. По некоторой информации, у многих хозяев в боксах остались машины. Несколько человек попробовали проникнуть к своим гаражам через забор и заднюю стенку комплекса, но у них ничего не вышло.
Около полудня рабочие задействовали мощный трактор, прибывший на территорию кооператива чуть ранее. Строительную технику использовали для того, чтобы срывать с петель металлические ворота боксов. Несколько створок так и осталось лежать на земле. Корреспондент «НВ» стал свидетелем картины, как из открытых гаражей охранники выносят сложенные в них пожитки. Причем часть вещей они заносили обратно, а остальное сваливали в большие кучи.
– Обычная схема: люди пришли утром, а их имущество уже оцеплено, – рассказал один из хозяев гаражей на Елагинском проспекте. – Это уже не первая попытка – в январе нас точно так же пытались штурмовать, но тогда удалось отбиться. На сей раз не получилось.
– Жаль людей, если машину забрать не успели, считай, потеряли ее, – вздыхает «бомбила», подвозивший корреспондента «НВ» до места сбора гаражников. – Я сам в такой ситуации был – гараж снесли неподалеку, машину бетонной стеной придавили. Восстановлению она уже не подлежит.
Главный вопрос, мучающий сейчас гаражников: как им поступить в данной ситуации. Как рассказал руководитель межрегионального профсоюза владельцев гаражей «Рубеж» Борис Карпов, людям остается лишь обращаться в суд.
– Но судебные органы рассматривают такие дела только после того, как имущество хозяев боксов снесено, – говорит Борис Карпов. – Опыт разбирательств на Парнасе или Ситцевой улице, где произошли подобные противостояния, говорит о том, что до сноса никто иск даже не примет. Можно, конечно, обратиться к губернатору, президенту или премьеру. Но пока обращение до них дойдет, гаражи уже снесут.
По словам главы гаражного профсоюза, нынешний снос, как и все предыдущие, незаконен. В ситуации на Елагинском проспекте, например, есть решение о выселении с территории юридического лица, которое, по сути, представляют лишь председатель кооператива и бухгалтер. С каждым владельцем бокса в отдельности инвестор, как это предписывает подписанный в октябре прошлого года Георгием Полтавченко закон, не договорился. Хотя, как заверил Борис Карпов, компании-застройщику заранее предоставили все данные хозяев гаражей.
Проблемы гаражного кооператива «Океан-6» начались еще пять лет назад. В 2007 году, как выяснил корреспондент «НВ», у него закончился договор аренды, который город отказался продлять.
– Эта земля находилась в аренде до того момента, как перестал действовать срок договора, – рассказала официальный представитель комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Ольга Барашкина. – С 2007 года кооператив занимал свою территорию незаконно. Судебные приставы, прибывшие вчера на Елагинский проспект, выполняют решение суда по иску уже не города, а инвестора.
С одной стороны, действия застройщика и судебных приставов вызывают негодование: закон запрещает уничтожать чужое имущество. Но у инвестора свои аргументы – за пять лет владельцев боксов не раз предупреждали о необходимости освободить их, забрав все ценности.
Пока не ясно, смогут ли владельцы злополучных гаражей претендовать на какую-либо компенсацию, сейчас КУГИ заканчивает разработку схемы компенсационных выплат, которую потом должны обсудить депутаты Законодательного собрания. При этом никто из чиновников не задается вопросом о том, куда денутся почти полторы тысячи машин. Конечно, некоторые владельцы авто раскошелятся на открытые парковки (от 3000 в месяц) или на крытые паркинги (от 5000 в месяц). Кто-то даже выкупит там места за 500–750 тысяч рублей каждое (при средней стоимости гаража 100–150 тысяч), но большинство отправится парковать свои машины во дворы.
Никита Рубцов