Инвестора пущать не велено
Из-за противодействия федеральных чиновников прекращен один из самых амбициозных и перспективных проектов региона
В эти причалы Доминик Буйон, по мнению руководства Росрыболовства, должен был вложить огромные средства, хотя они не имели никакого отношения к его проекту, крайне нужному Калининградской области
Мечта жителей курортного Пионерского города-порта в Калининградской области построить свое счастье вокруг яхтенной марины – стоянки маломерных судов европейского уровня – разбилась о монолит бюрократического непонимания. Промаявшись четыре года в бесплодных переговорах с российскими чиновниками, французский инвестор Доминик Буйон решил забыть о своем бизнесе в России.
В 2008 году строительство яхтенной стоянки в никому тогда в Европе не известном калининградском порту Пионерский без ложного пафоса считалось одним из самых перспективных проектов в Старом Свете. И дело было даже не в объемах запланированных инвестиций, а в тех перспективах, которые открывало отдельно взятое предприятие для развития всего побережья русской Прибалтики. И речь шла не о каких-то Малых Васюках, а о вполне реальном перевоплощении городка, находящегося в перманентной стагнации, с помощью денег реального инвестора, которого привлек в область тогдашний губернатор Георгий Боос.
– В согласованном задании на проект планировалось строительство ряда градообразующих объектов, – рассказала о счастье, которое могло бы обрушиться на город, глава муниципалитета Римма Сагаева. – Стоянки на 950 маломерных судов, пассажирского морского терминала с пропускной способностью 3000 туристов ежедневно! А еще более 40 тысяч квадратных метров торговых площадей – бутиков, кафе, ресторанов. Кроме этого строительство открытого амфитеатра на 3700 зрителей и киноконцертного зала на 1200, подземной парковки на 3000 автомобилей, президентской пятизвездочной гостиницы с комплексом SPA, бассейнами с морской водой, молодежного хостела, а также жилых домов с апартаментами и частных вилл.
Но на этом развитие самого проекта, для реализации которого было создано акционерное общество «Эмбер Лэнд Компани» с контрольным пакетом акций у российской стороны, также не заканчивалось. Концепция создания яхтенной стоянки европейского уровня предусматривала реконструкцию имеющейся акватории и строительство второй гавани с терминалом для пассажирских судов. Предполагалось, что марина ежегодно сможет принимать до 200 больших круизных лайнеров. Согласно заверениям авторов проекта, первые туристы-яхтсмены должны были прибыть в город уже в прошлом году…
Уже на начальном этапе сотрудничества инвестором Домиником Буйоном было потрачено на выкуп земель порядка 40 миллионов евро. При этом француз особо и не скрывал, что в обозримом будущем готов потратить на претворение своего детища суммы в десять раз больше вложенной.
Но если с правообладателями земли на побережье все оказалось ясно, то рифы, потопившие проект, были напрямую связаны с собственниками акватории и причального хозяйства. Дело в том, что в начале 1990-х Пионерский закрепил за собой славу океанического рыболовного флота. Разумеется, слава вместе с лихолетьем ушла в никуда, хозяйство рыболовецкой базы бодро продали за копейки, а вот причалы остались в ведомстве Росрыболовства.
Ведь пирсы и стенки даже при номинальной эксплуатации со стороны рыбаков могут давать немалую прибыль. Например, если использовать их не для яхтенных стоянок или тех же сейнеров, а под бункеровку нефтепродуктов. Может, потому столичные чиновники решили действовать по принципу «не пущать», каждый раз выдвигая все новые и новые требования. А у Буйона, несмотря на перспективность проекта, начались вполне очевидные сложности, которые не в силах даже был решить Георгий Боос. Между чиновниками западной губернии и московского ведомства выросла стена непонимания.
Несмотря на то что проект предполагал применение инновационных методик, учитывающих интересы Роскомрыболовства, предложенные корректировки были отклонены, поскольку ряд инноваций, по мнению главы комитета Андрея Крайнего, будущей яхтенной марине попросту не нужен. Да и само Пионерское чудо чиновник с самого начала оценивал весьма скептически. В интервью «НВ» в августе 2009 года Крайний высказал мысль, что сама по себе идея создания яхтенной марины в Калининградской области достаточно спорная. Поэтому он придерживается принципа: не разрушать то малое, что имеется, из-за красивых картинок. От Буйона потребовали новые согласования и, соответственно, затраты. Теперь инвестор до старта реализации своей мечты должен сначала построить новую причальную стенку длиной 900 метров с глубиной не менее девяти метров.
Минувшей осенью в качестве прорыва из тупика пресс-службой правительства региона были озвучены итоги совещания в столице, все в том же комитете Госкомрыболовства. Французскому инвестору милостиво разрешили сократить длину причала, который он должен построить в качестве отступного, до 700 метров, а допустимую глубину акватории до шести метров. Вроде бы даже бизнесмен согласился пойти на дополнительные и не совсем понятные ему затраты. Однако реляции от имени инвестора оказались несоответствующими действительности.
– Французский инвестор и автор проекта строительства яхтенной марины в Пионерском Доминик Буйон потерял интерес к проекту, – сообщил на прошлой неделе министр развития инфраструктуры регионального правительства Александр Рольбинов. – Он не выходит на связь, и о его дальнейших планах в Калининградской области региональному правительству ничего не известно. Несколько раз я пытался с ним связаться, просил его сотрудников сообщить ему, что хочу с ним пообщаться, но он на меня так и не вышел. По объяснениям сотрудников я понял, что он от проекта отказался.
По словам министра, сейчас правительство планирует найти нового инвестора на реализацию этого проекта.
Вот только знает ли потенциальный инвестор, какие препоны ему предстоит пройти в далекой России, чтобы непосредственно приступить к ведению цивилизованного бизнеса?
прямая речь
Доминик Буйон, президент головной компании «Мерсфора», инвестор проекта:
– На мой взгляд, глава Росрыболовства сам изобрел проблемы, которые были транслированы и создавали препятствия. Политика Росрыболовства в корне неверна. При этом в области есть совершенно исключительные условия для развития туризма. Когда я предложил интегрировать рыболовецкий порт в свой проект, они сказали, что необходимо получить 1200 метров причала, то есть больше, чем у них сейчас есть, и который, кстати, находится не в блестящем состоянии. Эти люди живут еще в прошлом, в Советском Союзе. Сегодня проект оказался остановлен, но в глубине души я уверен, что однажды он все-таки будет реализован. Я думаю, что этим катализатором послужит чемпионат мира по футболу 2018 года.
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области. Фото автора