Родена поместят в Петропавловскую крепость
Летом петербуржцев, а осенью москвичей ждет встреча с Роденом. Нет, нет, конечно же, не с самим Франсуа-Огюстом-Рене – великий французский скульптор скончался без малого 100 лет назад, в 1917-м. Международный оргкомитет передвижной выставки RODIN в составе Патрика Карпентье, Сержа Гольденберга и Светланы Рисуновой (при поддержке fashion-event агентства PARSADANELLi) предоставит редкую возможность жителям обеих российских столиц увидеть такие шедевры, как «Мыслитель», «Граждане Кале», «Поцелуй». На показ будет выставлено более 50 экспонатов. И не только скульптура, но и гравюры, альбом «Гупиль», содержащий 142 рисунка, раскрывающие малоизвестные аспекты творчества Родена.
Главный организатор выставки Патрик Карпентье – основатель галереи Carpentier Art, арт-дилер и специалист в области искусств ХХ века еcole de Paris и modern art, имеет тридцатилетний стаж работы в сфере искусства, организации выставок и аукционов. Считается, что именно он открыл и явил цивилизованному миру нашего соотечественника Михаила Шемякина. Но вначале открыл его для себя. Совершенно случайно. В 1975 году, проходя по улице Guenegaud (Генего), Карпентье остановился перед витриной одной из галерей и стал любоваться картиной неизвестного ему художника. Затем стал торговаться, чтобы купить эту работу. За 2000 тысячи франков. Хотя в кармане у него не было ни одного су. Он занял деньги у отца и вернулся за покупкой. Именно с этой работы произошло знакомство с Михаилом Шемякиным, которое положило начало их тесной дружбе и многолетнему сотрудничеству. В 1995-м Карпентье организовал первую масштабную выставку Шемякина в петербургском «Манеже», по окончании которой нашему городу был преподнесен в дар памятник Петру I, установленный в Петропавловской крепости. По крайней мере так утверждают коллеги Карпентье по выставке RODIN.
Серж Гольденберг – один из самых знаменитых в мире специалистов по творчеству Сальвадора Дали, они были лично знакомы. В настоящее время произведения Дали он возит по всему миру, они уже побывали в Брюсселе, Нью-Йорке, Aрнхеме, во многих других городах и странах. Два десятилетия назад Серж Гольденберг неожиданно увлекся бронзовой скульптурой великих мастеров XIX века и занялся покупкой шедевров мирового искусства и организацией масштабных выставочных проектов.
Третий организатор выставки RODIN – Светлана Рисунова, обладатель собственного бренда Risunova Art, она последние три года активно сотрудничает с Патриком Карпентье и вместе с ним занимается продвижением русских художников в Америке и в Европе.
– Уровень российской культуры достоин такой выставки, как RODIN, – сказала Светлана на первой пресс-конференции, посвященной предстоящей выставке. – Больше вам скажу, приоткрывая секрет: дальнейшие наши планы не менее грандиозны: Дали, Шагал, Пикассо, Энди Уорхолл. Оригиналы!
Коллекция Родена, по словам господина Карпентье, «составлялась» им вместе с Сержем Гольденбергом около 15 лет после приобретения оригинальных гипсовых форм, изготовленных самим Роденом.
У коллекции (выставки RODIN) нет постоянного пристанища. Она все время перемещается по миру. Была уже представлена в Европе (во Франции неоднократно) и в Китае. Проект предстоящей российской экспозиции вынашивался в течение года, теперь она входит в программу культурного сотрудничества России и Франции, рассчитанную на несколько лет.
Самым сложным, по словам организаторов, оказался выбор места. Скульптуры – крупногабаритные. Так, группа «Граждане Кале» весит 3 тонны, высота 3 метра, 5 метров в ширину. Карпентье считает: в центре Петербурга хороший обзор может быть обеспечен только в Петропавловской крепости. Какие-то скульптуры будут выставлены в атриуме Комендантского дома, какие-то расположат на лужайках.
Выставка пройдет: в Петербурге с 15 июня по 15 августа, в Москве с 19 сентября по 4 ноября.
из первых уст
Партрик Карпентье, Серж Гольденберг (дополняя друг друга), отвечая на вопрос корреспондента «НВ», где и как получаются сертификаты, подтверждающие подлинность скульптур Родена:
– Вопрос авторского права и правонаследия решается двумя организациями: Музеем Родена в Париже и Роденовским комитетом, последний имеет право выдавать сертификаты подлинности. Комитет знает подлинные гипсовые формы, изготовленные Роденом, на основании которых и при его жизни, и после отливались бронзовые скульптуры. Формы, являющиеся нашей собственностью, были представлены нами в Роденовский комитет. После инспектирования нам сказали: некоторые повреждены, и отливки с них не могут соответствовать качеству подлинного произведения. Мы тут же исключили их из числа пригодных для отливки. Остальные же были утверждены так же, как и произведения, полученные на основе этих гипсовых форм. Сколько бронзовых скульптур можно отлить с одной гипсовой формы? Согласно законодательству – 12. Могут ли все они экспонироваться в разных местах? Теоретически да. Но мы не преследуем такой цели. Являются ли все эти работы оригиналами? Легко говорить об оригинальном произведении, когда речь идет о живописи. Там все понятно. Процесс изготовления скульптуры иной. Автором какого количества бронзовых скульптур является Роден? Никакого. Потому что он делал только восковые скульптуры, по ним изготавливал формы. А отливка велась в 20 литейных мастерских. Широко известный «Мыслитель» был тиражирован в количестве 500 экземпляров, все они считаются оригиналами, даже те, которые отлиты после смерти Родена.
Владимир Желтов