Город

Дай пять!

07 апреля

 

Как остановить рост тарифов в городском общественном транспорте

Как уже сообщало «НВ», с середины апреля в Петербурге почти на 20 процентов (с 30 до 35 рублей) и почти на всех маршрутах коммерческой сети повышается такса за проезд. Впервые перевозчики объявили о повышении цен заранее, за две недели, но пассажирам от этого не легче.

Средняя маршрутная такса в Питере не менялась с января 2011 года, что очень огорчало коммерческих перевозчиков. В конце прошлого и в начале текущего года комитет по транспорту не разрешил задирать ценники «Третьему парку», компании «Питеравто», ПТК и другим перевозчикам по политическим причинам: в связи с парламентскими и президентскими выборами. Теперь транспортные компании пытаются разом наверстать упущенное и накидывают к тарифу не привычные два рубля, а пять.

В этот раз официальные перевозчики Смольного не ведут массированной «артподготовки» в СМИ, как это обычно бывало, когда перевозчики жаловались на повышение цен на топливо, амортизационные издержки и кредиты, взятые на закупку нового подвижного состава. Что уж ссылаться на «объективные факторы», когда город разрешает повысить тариф всего раз в полтора года?! Накидываешь к таксе 20 процентов и разом перегоняешь не только официальные, но и реальные темпы инфляции за 16 месяцев, прошедших с предыдущего скачка цен. Другое дело, скажем, 2008 год, когда такса за 12 месяцев увеличивалась аж четыре (!) раза. В тот год штатный спикер ОАО «Третий парк» Михаил Богданов, например, не уставал обличать в СМИ происки топливных операторов, вынуждающих, по мнению перевозчиков, поднимать тариф.

Между тем ежедневно услугами маршруток в нашем городе пользуются до полутора миллионов пассажиров. Пятирублевый тарифный довесок дает перевозчикам дополнительный доход в 7–8 миллионов рублей в день, или 2,5 миллиарда рублей в год. Словом, будет чем отдавать кредиты, взятые на закупку новых автобусов. Только не факт, что пассажиры быстро «переварят» таксу в 35 рублей. Вполне вероятно, что на первых порах после повышения маршрутки будут ходить полупустыми. Ведь разница между билетом в социальном и коммерческом наземном общественном транспорте в Петербурге с 16 апреля составит 14 рублей, или почти 30 в оба конца. У пассажира появится экономический резон подождать на остановке лишние минут десять, пока подойдет социальный автобус.

Другое дело, что большая ценовая вилка просуществует недолго. В течение всех шести лет после объявленной Смольным «реформы общественного транспорта» в Петербурге (этот процесс следует брать в кавычки) тарифы в социальном и коммерческом транспорте повышались почти единовременно. Сначала один, потом другой, иногда – оба вместе. Но разница между этими тарифами никогда не превышала 10 рублей. Впрочем, все когда-то бывает впервые. Сколько дней, недель или месяцев продержится комитет по транспорту с действующими социальными ценниками в 21 рубль, сказать не берусь, но, уверен, недолго.

Так и бегают пассажиры по ценовой лестнице, забираясь все выше и выше как в социальном, так в и маршрутном сегменте перевозок, и конца подъему не видно. А ведь заверения в том, что «в 2011 году в Петербурге не будет никакого коммерческого тарифа – он сравняется с социальным», я слышал в Смольном еще три года назад…

Даже 30 рублей за поездку – тариф, позволяющий зарабатывать сверхприбыли. И эту стандартную «тридцатку» приходится платить, даже если едешь из спального района до ближайшей станции метро. Кстати, в Москве такса за такой челночный маршрут – на десятку меньше. Да и не об одной Москве речь. Я много езжу по стране и нигде не видел сопоставимой с Петербургом высокой платы за проезд в маршрутке. Возьмем Тольятти, который представляет собой три огромных микрорайона, раскинувшихся «кустами», соединенными лесом, на территории более 20 километров. Такса в маршрутке «по району» составляет там 16 рублей, между районами – 20. И все довольны, работают с прибылью.

О чем бишь я? Давно пора в договор между петербургском комитетом по транспорту и официальным перевозчиком внести пункт о запрете повышения тарифа без согласования с комитетом.

 

 

Сергей Тачаев
Курс ЦБ
Курс Доллара США
109.58
1.568 (1.43%)
Курс Евро
116.14
3.046 (2.62%)
Погода
Сегодня,
28 ноября
четверг
+5
Слабый дождь
29 ноября
пятница
+3
Слабый дождь
30 ноября
суббота
+2
Слабый дождь