«Ленфильм» разрушать нельзя!»
Ведущие петербургские режиссеры готовы идти до конца, сражаясь за спасение киностудии
Сегодня нередко петербуржцы удивляются, когда речь заходит о «Ленфильме»: «А разве его еще не продали?» Слухами полнятся телевизионные и газетные сюжеты: мол, режиссеры идут на поклон к новому губернатору, просят передать студию городу, а этого никто делать не собирается. И вообще, на студии уже давно оставили идею снимать кино, и там теперь будет музей, выставки костюмов и реквизита, кинозал, всяческие коммерческие фирмы, откроется ресторан и построится бизнес-центр.
А тем временем известные режиссеры «Ленфильма» продолжают биться за судьбу студии. Летом прошлого года Александр Сокуров и Алексей Герман опубликовали в «Новой газете» открытое письмо премьер-министру Владимиру Путину, в котором они с тревогой рассказали о готовящемся банкротстве студии с целью узаконить слияние «Ленфильма» с АФК «Система». Тем самым город и страна лишались бы культурно-исторической национальной ценности.
Александр Сокуров добился личной встречи с Владимиром Путиным, которая состоялась 18 октября в Константиновском дворце. Премьер-министр пообещал сохранить статус «Ленфильма», назвав его «хорошим брендом». Вопрос слияния с АФК «Система» с повестки дня был снят. Прошло полгода. Никаких существенных сдвигов на «Ленфильме» не произошло – до сих пор не принята концепция киностудии.
Но произошло следующее: прежде действовавшие разрозненно 11 режиссеров общественного совета «Ленфильма» решили выступить консолидированно. Несколько представителей совета вышли на прямой разговор с журналистами, рассказав, что на самом деле происходит на киностудии. Встреча с режиссерами Александром Сокуровым, Дмитрием Светозаровым, Константином Лопушанским, Вячеславом Сорокиным и продюсером, композитором Андреем Сигле прошла 9 апреля в Балтийском медиа-центре. Со сценаристом Светланой Кармалитой (женой Алексея Германа-старшего. – Прим. ред.), которая в это время была в Москве, удалось связаться по телефону.
Александр Сокуров: «Мы требуем профессионального решения вопросов»
– Сменив несколько названий и статусов за свою 90-летнюю историю, в 2004 году студия стала акционерным обществом – в связи с тем, что в 2003 году президент Владимир Путин издал указ о приватизации учреждений культуры. Тогда-то произошло одно из самых ошибочных действий: студия разделилась на «Творческое производственное объединение «Ленфильм» и «Фильмофонд киностудии «Ленфильм».
С 2008 года положение «Ленфильма» стало ухудшаться, мы узнали, что готовится акция по продаже акций киностудии. После обращения к губернатору Валентине Матвиенко приватизация студии была остановлена. Студия осталась в государственном подчинении. Однако в течение 20 лет государство не вкладывало никаких средств в «Ленфильм», кроме разовых сумм. Проблемы капитального строительства, приобретения необходимой техники не решались. И тогда возникла попытка создания государственно-частного предприятия на условиях партнерства. На этом фоне возникла АФК «Система». И в этом была новизна, мы на что-то надеялись, – пока нам в руки не попался план, согласно которому на территории «Ленфильма» предусматривалось строительство семиуровневой автомобильной стоянки, различных коммерческих предприятий. Мы поняли, что это катастрофа.
Андрей Сигле: «Рождались концепции впопыхах и были явно недоношенными»
– Общественный совет был создан в 2008 году, когда началась стихийная дезорганизация студии. Известные деятели кино собрались в единую организацию, чтобы максимально полно выражать интересы и позиции творческих людей, которые работают на «Ленфильме». И сегодня мы обеспокоены состоянием дел на «Ленфильме». Ни одна из трех существующих концепций развития «Ленфильма» не обсуждалась с нами. Рождались все эти концепции впопыхах, чтобы в нужный момент кому-то ради галочки положить на стол. Уже постфактум мы анализировали их содержание – все они были явно недоношенными. Самый беспощадный план был по слиянию с АФК «Система» – согласно ему надо было полностью уничтожить производство на Каменноостровском, 10, и перевести его на студию RWS. Мнения нашего никто не слышал. Концепция же городская обсуждалась вообще подпольно. Тем не менее мы сделали ее анализ, наши замечания и предложения Сокуров принес 5 января губернатору Георгию Полтавченко – но никакого ответа на наши вполне логичные вопросы не последовало.
Еще одна концепция совета директоров, которая тоже рождалась в самый последний момент, содержит ряд недостатков профессионально-экономического характера. Объективно: ни одна из концепций не может быть принята. Общественный совет решил создать свою собственную концепцию, она будет готова к середине мая. Мы ее опубликуем и сделаем максимально приближенной к нынешнему состоянию студии. Мы понимаем, что без инвестирования в студию развития ее быть не может. И поскольку собственником акций студии является государство, логично было бы к нему и обратиться с просьбой о выделении льготного кредита.
Тем более все наверняка знают, что Путин пару дней назад побывал на Горьковском заводе и пообещал выделить до 2020 года 169 миллиардов рублей на развитие новых линий производства. Известно, что в 2008–2009 годах, в кризисное время, частные банки, чтобы не развалиться, получили от государства около 1 триллиона рублей. У Минэкономразвития и в правительстве существуют списки ООО, частных предприятий, которые будет поддерживать государство в ближайший период, – это льготные кредиты, гарантии по кредитам, рассрочка налоговых платежей и так далее. Почему же «Ленфильм» со своими скромными запросами в течение 2,5 года не может получить ответа? Мы хотим попросить возвратный кредит.
Кроме того, строим свою концепцию на условиях экономического использования территории «Ленфильма» и на Каменноостровском – это 2,8 гектара, и в Сосновой Поляне – это 9,8 гектара. Хотим полностью реконструировать материально-техническую базу «Ленфильма», в первую очередь павильоны звуковые, подготовки к съемкам, систематизировать костюмы, реквизиты киностудии.
Важен и вопрос возвращения коллекции фильмов. Логично, что после того, как коллекция «Союзмультфильма» была ему возвращена, следующим на очереди должен быть «Ленфильм» – но этого не происходит. Хотя существует личное указание Владимира Путина. Никто не хочет искать путей решения вопроса. А ведь до 100 миллионов рублей можно будет получать с коллекции «Ленфильма», и это даст серьезную базу для развития киностудии.
Общественный совет принял решение о создании продюсерского центра «Ленфильма», который будет создавать картины на территории киностудии, пополнять коллекцию «Ленфильма», заботиться о реальном повышении качества фильмов. Это должен быть действенный орган, который будет определять стратегию предприятия. На мой взгляд, даже имеющийся на сегодня потенциал студии используется из рук вон плохо.
Мы надеемся, что уже на этой неделе – мы просто ультиматум поставили совету директоров и руководству студии – продюсерский центр все-таки заработает. Решение было еще в прошлом году – и движений реальных никаких нет. Только отговорки. Все наши предложения тонут, как камни в болоте, и тиной зарастают. А нас выставляют петрушками, которые рефлекторно вскакивают, когда наши интересы ущемляются. Нет, наши действия последовательны.
Нам удалось тогда доказать Валентине Ивановне Матвиенко, что «Система» никакого отношения к будущему «Ленфильма» иметь не может. И руководитель концерна, видя такое сопротивление, ушел в сторону, пообещав больше «Ленфильмом» не заниматься. В 2009-м «Система» снова появилась на горизонте, причем с выгодным предложением: инвестировать в киностудию до 300 миллионов долларов, в качестве первоочередных средств – до 15 миллионов на капитальное строительство и ремонт. Это были просто обещания – студия практически ничего не получила. И мы понимали, что день за днем студия впадает в крайне нищенское состояние. Мы потеряли поддержку не только Госкомимущества, но и Министерства культуры, которое встало на сторону «Системы». Чиновники министерства готовили все документы на приватизацию, что должно было представлять собой, по сути, захват «Ленфильма».
Нам ничего не оставалось, как обратиться к премьер-министру страны. В нашей личной встрече с Владимиром Путиным мы говорили о том, какие средства необходимо вложить в качестве первоочередных, чтобы реанимировать студию и обеспечить ее развитие. Я называл цифру – не менее 2 миллиардов рублей. Путин сказал: «А мне говорили, что 500 миллионов». Но я настаивал, что это должно быть не меньше 2 миллиардов – надо создавать современную студию в старой части города. И надо привести в порядок управление этой студии – избрать новый совет директоров, разобраться с менеджментом и составить программу как экономического, так и идеологического развития студии.
К сожалению, с момента той встречи, на мой взгляд, никаких принципиальных изменений не произошло. Сотрудники Министерства культуры, Роскомимущества, которому почему-то принадлежат акции студии, нам не поясняют, почему не происходит изменений в составе совета директоров, в который должны прежде всего входить режиссеры, а не менеджеры и чиновники, почему нет конкретных шагов по изменению статуса студии – мне постоянно отвечали что-то уклончивое. Или же министр культуры говорил, что он принципиально не будет выводить из совета директоров представителей АФК «Система»: мол, они что-то периодически платят совету. Сегодня не только мы, но и никто толком не знает, кто находится в этом совете.
Жалко, что любое мало-мальское решение достается дорогой ценой. Ссоримся с министрами, долго разговариваем с чиновниками. Но если мы будем вместе, если по дороге наши противники не смогут нас разделить, мы выиграем эту битву. Битва серьезная. Мы можем представить, что происходит на киностудии, но что происходит в кабинетах Москвы, мы даже не догадываемся. Что означают звонки чиновников, какие ходы отрабатываются, какого рода ползание, шуршание происходит. По всей стране идет вакханалия – нежелание качественно работать, прямо общаться с людьми. Мы находимся в том же процессе, что и все люди, которые хотят, чтобы дело, которым они занимаются, было честным, здоровым, открытым. Мы отвечаем за культуру, в конце концов. У нас есть чувство ответственности, и мы понимаем лучше, чем чиновники и люди других профессий, что такое кинематограф, и какой опасности этот инструмент, как он может воздействовать на сознание.
У меня есть большие надежды, что мы победим. Некоторое время назад создание продюсерского центра казалось вообще невозможным. Если в скором времени его не удастся утвердить, то опять буду добиваться встречи с Путиным. Может быть, уже не один на один, надо будет расширять встречу.
Наша позиция едина: мы требуем профессионального решения всех вопросов, связанных с «Ленфильмом», – экономических, культурных, социально-политических.
прямая речь
Светлана Кармалита:
– Концепция господина Евтушенкова, председателя совета директоров АФК «Система», и городская поразительно похожи. Основное в них – что-нибудь продать. Например, Сосновую Поляну – и деньги пустить на обустройство студии. Это смешно. Может, надо наконец перестать продавать имущество «Ленфильма», может, его надо, наоборот, сохранять? Были замечательные павильоны – почему их не восстановить? В этом году мы с Алексеем Германом заканчиваем картину «Трудно быть богом». Снимали ее в павильонах «Ленфильма». При тщательности, с которой работает мой муж, работать на студии можно замечательно, хотя студия и отстает в какой-то области. «Ленфильм» нельзя распродавать, нужно восстанавливать – пусть даже медленно. Кстати, мы только что встречались с министром культуры Авдеевым, он обещал помочь в том, чтобы наша концепция победила и студия получала заказы на фильмы.
Вячеслав Сорокин:
– Думаю, у каждого уже сложилась ясная картинка, как больна наша киностудия. Куда двигаться дальше? Мы бы хотели взять кредит у государства. Для чего? Студия должна быть той, где во главу угла ставилась бы высокохудожественность произведений, продолжать ту традицию, которая была, и поддерживать тот уровень, который был всегда свойственен этой замечательной студии, развивать авторское кино. Это позволило бы привлечь из разных концов России новые талантливые имена. Пригласить из творческих вузов Петербурга молодых художников по костюмам, сценографов, видеоинженеров… У нас исчезло детское кино, и, обсуждая будущее студии, нужно приложить максимум усилий к восстановлению этого кино. Надо вернуть в кинотеатры отечественные кинофильмы, мультфильмы, которые либо не снимают уже, либо почти не показывают. Наших детей пичкают «Трансформерами».
Константин Лопушанский:
– Мы должны понимать, что в кино должно прийти новое поколение. Важно ему не только передавать наши навыки, что мы делали и делаем на нашем волшебном пятачке на Каменноостровском, 10, но нужна современная база. Иначе как воспитывать современных операторов, режиссеров? Год назад на «Кинофоруме» была представлена уникальная киношкола высшего режиссерского мастерства Александра Сокурова, мы пригласили туда преподавать ведущих кинематографистов Европы. Но сейчас эта киношкола закрылась. Такова практика нашего комитета по культуре. Сначала было непонятно, будет ли финансирование, потом сказали, что невозможно школу оформить юридически. Киношкола имеет прямое отношение к судьбе «Ленфильма». Мы планировали то лучшее в кинообразовании, что было создано в Петербурге, соединить с современными мировыми достижениями, и это изменило бы лицо нашего кинематографа. Была поставлена четкая задача создания высококачественного кино. Но оказалось, что это городской культуре не нужно.
Дмитрий Светозаров:
– Я пришел впервые на киностудию «Ленфильм» в 1956 году – меня, 4-летнего мальчика, привел мой отец, режиссер Иосиф Хейфиц, на съемки своей картины «Дело Румянцева». Если бы отец – классик современного кино и его великие соратники Козинцев, Эрмлер, Трауберг, Герасимов и многие другие познакомились с концепцией развития студии от нынешних чиновников – уверен, они бы перевернулись в гробу. Эти все три концепции объединяют три качества: безудержная маниловщина, громадная некомпетентность и злой умысел. Я всегда следую мудрости, которая гласит: «Ищи простые причины». Уголок Петроградской стороны, где расположился «Ленфильм», действительно золотой. Три гектара земли в центре Питера, я думаю, именно в них и кроются все нынешние проблемы киностудии «Ленфильм». Именно в этом драма «Ленфильма». Борьба за этот лакомый кусок территории ведется нешуточная. И она будет продолжаться и дальше.