Метро спасут «НеВа» или «Ладога»
Предстоящее обновление подвижного состава метрополитена должно свести к минимуму риск непредвиденных поломок на линиях
В петербургской подземке участились случаи сбоев в режиме движения поездов – за последний месяц подобное происходило семь раз. При этом чаще всего проблемы возникают из-за технических неисправностей самих вагонов.
Так, в минувший понедельник утром неисправный состав застрял на «Петроградской», а во второй половине дня пассажирам пришлось долго ожидать прибытия электрички на станциях красной ветки. В первом случае на пульт машиниста автоматика подала сигнал о неисправности, и в районе «Петроградской» он остановил поезд. Понадобилось пять минут, чтобы запустить состав и довести его в депо, но график движения все равно сбился.
На красной линии в этот же день едва не случилась давка на платформах из-за отсутствия электричек. Очевидцы сообщали: несмотря на то что на станциях звучали объявления о проблемах на ветке, людей еще около получаса запускали в метро.
– Произошел сбой устройства интервального регулирования движения, – сообщила официальный представитель Петербургского метрополитена Юлия Шавель. – Именно поэтому возникли серьезные задержки.
– Главная причина последних происшествий в метро – человеческий фактор, – считает сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Владимир Федоров. – Где-то недоглядели, халатно отнеслись к своим обязанностям проверяющие. У нас в стране вообще резко упал общий уровень подготовки технического персонала. Это даже не проблема конкретно петербургского метрополитена, а общая ситуация. Просто любой сбой работы метро автоматически затрагивает сотни тысяч людей, которые им пользуются. А вот, например, сломавшийся лифт такого резонанса не вызовет, потому что затрагивает только пять-шесть десятков человек.
Понятия «изношенность вагонов» в метрополитене стараются избегать. С одной стороны, подвижной состав нашей подземки далек от оптимального. Часть вагонов используется в метро уже много лет. С другой, выпуск на линию неисправного состава физически невозможен – каждый поезд техники проверяют с утра и еще несколько раз днем. Так что поломки неизменно становятся форс-мажором. Кстати, те же самые проблемы испытывают и метрополитены других крупных городов не только СНГ, но и мира.
Как рассказала Юлия Шавель, в метрополитене прекрасно понимают, что определенные проблемы действительно существуют. Поэтому и настаивают на замене поездов. Новые вагоны способны свести к минимуму возможность поломок и, как следствие, сбоев в движении. На 2012 год запланирована поставка 48 вагонов (половина из них уже точно отправится на фиолетовую ветку), деньги на которые выделяются из бюджета подземки и городского комитета по транспорту. В течение трех последующих лет (до 2015 года) предприятие получит еще 78 вагонов. Их планируют использовать на синей линии, обновив ее почти полностью. После этого, обещают в метрополитене, о технических сбоях в работе предприятия можно будет забыть.
Кроме того, на прошлой неделе стало известно, что до конца нынешнего года в нашей подземке появятся как минимум три абсолютно новых современных состава. До конца апреля планируется завершить обкатку поездов «Ладога» и «НеВа», построенных на Октябрьском электровагоноремонтном заводе (ОЭВРЗ, входит в «Трансмашхолдинг») и ЗАО «Вагонмаш». Оба состава от своих предшественников отличаются повышенным уровнем шумозащиты, энергоэффективностью и надежностью. Конкурс на поставку объявят в ближайшее время.
хроника чп
Владимир Афанасьев. Фото Евгения Лучинского