Спорт

«Мальчишки из-за меня бросали борьбу»

12 апреля

Наталья Воробьева, недавно завоевавшая путевку на Олимпиаду в Лондон, рассказала, почему ей запретили выступать на мужских турнирах по вольной борьбе

На предолимпийском чемпионате России по женской борьбе, прошедшем в подмосковном Орехово-Зуеве, в весовой категории до 72 килограммов она завоевала золотую медаль и была признана лучшим борцом турнира. В финальной схватке Воробьева победила конкурентку на поездку в Лондон Екатерину Букину, серебряного призера чемпионата мира. О том, почему занялась именно вольной борьбой и чего ждет от предстоящей Олимпиады, Наталья Воробьева рассказала «НВ». 

– Я росла в небольшом городке Тулун с населением меньше 50 тысяч человек в 400 километрах от Иркутска, – вспоминает Наталья. – Спортивных секций там было мало. Как-то по дороге из школы зашла в зал борьбы. Заинтересовалась и начала тренироваться у Камиля Камилевича Джиганчина, моего первого тренера. Мне тогда было 10 лет, мама была против занятий таким неженским видом спорта. Но я об этом в то время просто не задумывалась. В детстве я многое перепробовала. Пела, танцевала, занималась выжиганием по дереву, но больше чем на две недели меня не хватало, и я возвращалась в зал борьбы.

– Еще девочки в секции были?

– Не было. А мальчишки… Конечно, вначале и подшучивали, и, случалось, обижали, но только до тех пор, пока не начала у них выигрывать. Это их, конечно, задевало, некоторые даже бросали борьбу. В итоге мне запретили выступать на соревнованиях с мальчиками.

– Даже так? Помните свой первый турнир?

– Конечно. Я боролась с мальчиками, две схватки выиграла, одну проиграла, заняла четвертое место, получила медаль и диплом и очень расстроилась. Пришла к маме на работу вся в слезах, что у меня ничего не получается и я проиграла. На следующих соревнованиях я стала чемпионкой Иркутской области среди ребят в весовой категории, по-моему, до 45 килограммов. Тогда больше всех, кажется, радовался тренер, Камиль Камилевич. С огромным букетом цветов он снял меня с пьедестала и унес на руках.

– Как вы оказались в Петербурге?

– На турнире в турецком Трабзоне шесть лет назад я познакомилась с Дмитрием Михайловичем Герчегло. Мы разговорились, он поинтересовался планами на будущее, спросил, не хотела бы я поехать в Петербург. Мне, конечно, хотелось, но я еще училась в школе, и предложение было неожиданным. Потом он приезжал в Тулун, познакомился с мамой, и она меня отпустила, хотя, конечно, страшно переживала.

– Боязно уезжать из дома?

– Конечно, страшно, мне было всего 16 лет. Переезжать из захолустного городка в столицу, начинать самостоятельную жизнь… Школу закончила уже в Петербурге. Потом поступила в Государственный университет аэрокосмического приборостроения на дневной факультет экономики по специальности «реклама», учусь сейчас на 4-м курсе.

– Женская борьба – сравнительно молодой вид спорта, в олимпийскую программу включен только в 2004 году. Отношение, особенно на первом этапе, у многих было весьма скептическим. Сейчас что-то изменилось? 

– Конечно, сейчас, когда узнают, что я занимаюсь вольной борьбой, особо не удивляются. Кстати, я и сейчас больше тренируюсь с ребятами, только на сборах борюсь с девочками, а чаще работаю в паре со своим тренером Михаилом Константиновичем Морояну.

– Проблема со спарринг-партнерами?

– К сожалению! Поэтому тренеры и работают со мной на ковре. Когда мы в Петербурге, провожу спарринги с ребятами из комплексной школы высшего спортивного мастерства, но это не совсем тот уровень. Когда я готовилась к чемпионату России, мы даже приглашали спортсменку и ее тренера из Эстонии. 

– Какие из поединков наиболее запомнились?

– Плохо помню свои схватки. Часто приходится обращаться к видеозаписям, потому что во время борьбы, на кураже, действуешь автоматически и не запоминаешь свои действия. Самое обидное поражение было, наверное, на первенстве России среди кадетов. Соперница разбила мне нос, я хотела показать судье, что идет кровь и надо остановить схватку, а соперница провела прием – и я проиграла. Это стало хорошим уроком.

– В сборной у вас много конкуренток?

– Соперничество должно быть только на ковре. А за его пределами у меня со всеми нормальные отношения. На ковре можно и нужно проявлять жесткость. Вот мы с тренером друзья, но когда начинаем бороться, он меня мучает, издевается надо мной ужасно. Но без этого не будет результата. Может быть, кто-то в сборной и относится ко мне недружелюбно, но старается этого не показывать. У меня есть близкие подруги, с другими я общаюсь меньше. Но это определяется не столько конкуренцией, сколько какими-то чертами характера. 

– Постоянные сборы, разъезды, жизнь вне дома вас не угнетают?

– Пока у меня нет семьи, детей, думаю, можно поездить, посмотреть мир.

– Успеваете в поездках увидеть что-то, кроме ковра?

– Часто мы приезжаем к взвешиванию, а на следующий день боремся, но бывает, что соревнования растягиваются на четыре-пять дней, и тогда можно успеть съездить на экскурсию, что-то посмотреть. Было бы желание! Лично я не думаю о борьбе до дня соревнований. Зачем заранее себя мучить, если впереди еще столько времени? Настраиваюсь только в день выхода на ковер.

– Пьер де Кубертен, основатель современного олимпийского движения, сказал, что «в Играх важна не победа, а участие». Вы, как участница Олимпиады в Лондоне, с ним согласны?

– Если уж я поеду в Лондон, то только за золотой медалью!

 

Беседовал Александр Беликов
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+6
Слабый дождь
27 ноября
среда
+3
Слабый дождь