Северо-Запад

На смену назначенным спринтерам вернутся выбранные стайеры?

17 апреля

«НВ» ищет оптимальную схему прихода губернаторов к власти на опыте регионов Северо-Запада России

На фоне дискуссии об идеальном государственном устройстве, начатой еще во времена Платона и Аристотеля, вопрос о том, кто должен наделять глав регионов губернаторскими полномочиями, выглядит гораздо более простым. Но и он далеко не так прост, как может показаться. Ведь глава региона априори слуга двух господ – он должен разрываться между верховной властью и местным населением. Причем перекос в любую сторону может привести к печальным последствиям.

Если губернатор оказывается под диктатом жителей, то это может привести к сепаратизму. И не только в национальных образованиях. Несложно себе представить, как в регионе-доноре возникнет для начала экономический лозунг «Почему мы должны отдавать другим регионам свои деньги?». А дальше… И с подобным мы уже сталкивались в новейшей истории нашей страны.

А перекос в другую сторону приводит к тому, что на местное население власть просто перестает обращать внимание. Ведь оно уже не «электорат». Главная задача людишек, копошащихся внизу, не создавать проблем – не митинговать, не перекрывать федеральные трассы. В таких случаях рейтинг губернатора опускается ниже плинтуса, ходоки толпами несут челобитные в Москву, а глава региона сидит себе на своем троне, решая какие-то свои вопросы, зачастую совершенно не связанные с интересами возглавляемой им территории. Скажите, не было таких примеров?

…Кстати, тот же Аристотель демократию (как и тиранию) относил к неправильным формам политического устройства. Тут, конечно, сказывались и его рабовладельческие замашки. Здесь не все так просто. Но кривая распределения интеллекта в обществе (а кривая эта – результат многочисленных исследований) гласит, что умных в социуме всегда меньшинство. То есть власть большинства (демократия) – это правление, что там скрывать, дураков. Но именно широкий круг принимающих решение о наделении властью не дает узкой элите стать узурпаторами. В общем, наделение властными полномочиями властителей областей и республик – вещь очень непростая. Попробуем ее проанализировать на примере Северо-Запада России.

Итак, скоро мы начнем избирать губернаторов. Можно предположить, что это приведет к увеличению времени их работы главами регионов, о чем свидетельствует опыт последних лет.

Только в этом году и только на Северо-Западе ушли в отставку (а фактически были уволены) двое «командующих областями», не досидевших даже до конца первого срока. И очень вероятно, что список таких губернаторов-спринтеров скоро пополнится. А вот у их коллег, прошедших через выборы, в большинстве была другая судьба.

Так, Валерий Сердюков возглавляет Ленинградскую область аж с 1999 года, руководя регионом уже больше 13 лет. Долгожителями были вологодский губернатор Вячеслав Позгалев (15 лет), мурманский Юрий Евдокимов (13 лет), новгородский Михаил Прусак (16 лет), глава Карелии Сергей Катанандов (12 лет) и руководитель Республики Коми Владимир Торлопов (10 лет). При этом многие из них до избрания были в своих регионах на ключевых постах. Например, Катанандов восемь лет был мэром Петрозаводска. Для республики, в которой немалая часть населения живет в столице региона, это очень значимо, ведь за это время выросло целое поколение людей, привыкших к тому, что именно Сергей Леонидович стоит у руля. 

В отличие от них, этих губернаторов-стайеров, назначенные руководители были в своих регионах варягами, что изначально не добавляло им популярности. Например, когда Архангельскую область возглавил Илья Михальчук, по Поморью сразу прокатился возглас: «За что?!» А вот когда в январе он ушел-таки в отставку, подобного вопроса ни у кого не возникло. Многие жители столицы региона, узнавшие эту новость, распахивали окна и, не обращая внимания на мороз, орали на всю улицу: «Ура! Губера сняли!»

Пожалуй, основная причина катастрофически низкого рейтинга архангельского губернатора состоит в том, что он прибыл из Якутска с большим шлейфом коррупционных скандалов. В Поморье этот шлейф стал еще длиннее. Против вице-губернаторов регулярно возбуждались уголовные дела, дело не раз доходило до объявления их в розыск, будь то федеральный или интерполовский. В итоге на эти высокие вакантные должности уважаемые в регионе люди идти попросту отказывались. Слишком одиозной для них была фигура Якута – как называли в Архангельской области Михальчука…

В качестве противоположного примера можно привести работу вологодского губернатора Вячеслава Позгалева. За него в 2003 году проголосовало 83 процента населения – а ведь он тогда шел уже на третий срок. И никаким административным ресурсом это не объяснишь. В области уверены: человек действительно делал дело. Не начнись под его руководством масштабная диверсификация экономики, мировой финансовый кризис полностью обрушил бы регион. А ведь многие губернаторы, имея такое счастье, как «Северсталь», спокойно почивали бы на лаврах. Но Вологодчина начала форсированно развивать, например, химическую промышленность. Именно рост цен на удобрения, выпуск которых был увеличен на модернизированных предприятиях, подсластил пилюлю спада черной металлургии.

Да разве только в этом заслуги Вячеслава Евгеньевича! Ведь во многом благодаря именно ему Вологодчина не сгорела два года назад, когда огнем было охвачено пол-России. Возгораний тогда в области было столько же, сколько и у других. Вот только противопожарная служба была в десятки раз сильнее, чем в аналогичных по площади и числу жителей регионах. А почему? Помню, как Позгалев мне рассказывал:

– Когда я был еще молодым губернатором, только возглавившим область, у нас загорелось. Тогда, видя сгоревшие деревни с торчащими из сплошного пепелища печными трубами – словно война прошла, – я поклялся, что это больше никогда на Вологодчине не повторится. И всеми силами стал развивать нашу противопожарную службу.

А в других регионах в те годы одно за другим закрывали пожарные депо… Прошел десяток лет, и Позгалев смог убедиться, что был прав и его усилия и устремления оказались более чем востребованы.

Нет, я совсем не хочу сказать, что назначение губернаторов – это всегда плохо. Вот возглавивший сейчас ту же Вологодскую область Олег Кувшинников, бывший мэр Череповца, выглядит на этом посту очень достойно. По крайней мере то, что он смело пытается разрубить гордиевые узлы накопившихся проблем (которые, впрочем, не являются региональными, а упираются в федеральный уровень), вызывает уважение. Конечно, и у него можно найти недостатки. Любит, например, гонять на бешеной скорости, порой по встречной полосе. Но у кого нет минусов? Кувшинников молод – остепенится. Главное, что область снова в руках человека, о ней думающего.

То есть нельзя сказать, что местный губернатор всегда лучше приехавшего. Для главы региона очень важно иметь сильную федеральную поддержку. Например, Андрей Турчак, мягко говоря, не сильно близкий Псковской области человек. Но только благодаря ему и его связям дороги региона становятся-таки автомобильными трассами, а не направлениями, по которым хотят проехать.

Еще более показателен пример Калининградской области, где федерала Георгия Бооса сменил местный Николай Цуканов. Вот уж нет в регионе радости от такой «рокировочки». Да, у Георгия Валентиновича были свои существенные упущения и ошибки, но он-то к концу своих полномочий их осознал и стал интенсивно исправлять. А самое главное, смог запустить в регионе череду стратегических проектов, имеющих огромное значение даже в масштабах страны. Так что его досрочная отставка скорее огорчила местных жителей, чем обрадовало восхождение местного кадра. И сегодня Николай Цуканов – один из первых кандидатов на отставку в губернаторском корпусе.

Так или иначе, варяг изначально имеет меньше шансов на выборах. Но такой человек порой необходим стратегически, ведь местные элиты иногда сплачиваются так, что это оказывается во вред региону. Например, Сергей Катанандов фактически блокировал приход в Карелию строительных компаний из других регионов. Да, это помогало развиваться местным, но они-то откровенно не справлялись! В итоге – острый дефицит жилья и заоблачный, неадекватный рост цен. Зато когда новый глава региона «варяг» Андрей Нелидов «открыл границу», квартиры стали дешеветь.

Конечно, все регионы имеют свою специфику, и это надо учитывать. Тяжело по одной шкале оценивать достаточно компактную Калининградскую область, имеющую развитую оппозиционную прессу, и разбросанную по северным просторам Республику Коми, где местные газеты, скажем так, несколько стеснены в возможностях оценки действий властей.

Но все-таки общего больше, и это позволяет делать определенные выводы и обобщения. Так, из всех губернаторов-назначенцев на Северо-Западе России на второй срок не был выдвинут ни один. А ведь выборы были отменены еще в 2004 году... То есть все они оказались спринтерами, способными лишь на короткий забег. В то время как большинство губернаторов, прошедших через выборы, были потом выдвинуты президентом на очередной срок и продолжили работать на своем посту.

Опыт губернаторских «забегов» на Северо-Западе позволяет сделать вывод о том, что оптимальная модель состоит в синтезе двух моделей. С одной стороны, избранных всенародным голосованием губернаторов этот самый народ должен иметь возможность отправить в отставку. И не на тех практически невыполнимых условиях, которые были до отмены прямых выборов, а реально. Но и президент должен иметь достаточно рычагов держать региональных властителей под контролем. Удастся при новой губернаторской модели выстроить такую схему? Посмотрим. Но отлаживать эту систему противовесов нужно уже сейчас. Губернатору в такой ситуации, безусловно, придется крутиться как ужу на сковородке. Но уж это его проблемы.


тем временем…

Кандидатов в губернаторы ждет «муниципальный фильтр»

Президентская инициатива о возвращении прямых выборов губернаторов начинает обретать конкретные черты. В эти дни громкий законопроект рассматривают депутаты Госдумы, а дискуссии по поводу будущей системы выборов глав регионов ведутся на самом высшем уровне. Напомним, предполагается, что кандидатов в губернаторы будут выдвигать политические партии, но – после предварительных консультаций с президентом. Самовыдвиженцам же придется собрать в свою поддержку подписи жителей региона – в каком количестве, пока не решено.

Но и этого кандидатам будет недостаточно для того, чтобы стать участником губернаторской гонки. На днях президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с несколькими губернаторами и мэрами городов одобрил предложенную ими идею ввести так называемый «муниципальный фильтр». Суть его проста – каждый желающий побороться за губернаторское кресло должен заручиться поддержкой муниципальных советов. Для того чтобы этого добиться, потенциальному претенденту на губернаторское кресло придется поездить по региону, вникнуть в его проблемы, пообщаться с местными властями, предложить им свой план развития вверяемых ему территорий…

Сторонники такого «фильтра» уверены, что он вполне способен отсеять проходимцев и аферистов, которые с помощью опытных политтехнологов могут попытаться прийти к власти в регионах.

Таким образом, если данная процедура будет принята, острая предвыборная борьба (в том числе подковерная) будет разворачиваться в регионах задолго до официального старта губернаторской кампании – на уровне отбора кандидатов. Впрочем, нынешний вид выборной процедуры до утверждения Думой наверняка еще не раз трансформируется.

– Законопроект о прямых выборах губернаторов еще сырой и только-только попал на рассмотрение в Госдуму, – комментирует специально для «НВ» политолог Алексей Мухин, директор Центра политической информации. – Думаю, депутаты-«единороссы» постараются оттянуть вступление закона в силу. Ведь, по данным соцопросов, «Единая Россия» теряет контроль над регионами. Это показали, в частности, недавние выборы мэра Ярославля, где представителю «ЕР» победить не удалось. Закон о прямых выборах губернаторов примут относительно быстро, но вот когда он вступит в силу – другой вопрос. Например, члены «Единой России» уже предложили «активировать» его лишь в 2016 году. Тем временем и в обществе, и во властных коридорах ведутся бурные дискуссии о том, в какой форме будут проходить выборы глав регионов. И власть тем самым показывает, что готова идти на диалог с обществом.

Дарья Морозова

Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
-1
Ясно
25 ноября
понедельник
+1
26 ноября
вторник
+1
Слабый дождь