Когда истина дороже
Как это ни парадоксально, но чем больше преступлений полицейских становятся известны общественности, тем это лучше для всей правоохранительной системы
В Петербурге новый полицейский скандал – пьяный майор полиции открыл стрельбу в бильярдной на Измайловском проспекте. Сообщение о стрельбе в клубе «Пулл» поступило на пульт вневедомственной охраны во вторник в 22 часа 50 минут. Сотрудники заведения рассказали, что сделали замечание мужчине, который, по их мнению, вел себя слишком раскованно. В ответ на их претензии он достал табельное оружие и выстрелил в потолок. Дебоширом оказался 40-летний сотрудник линейного отдела полиции на станции Петербург-Ладожский Андрей Никишов. Его доставили в отделение, сейчас по этому делу проводится проверка.
На момент подготовки этой статьи уже было известно, что Никишов в момент стрельбы находился при исполнении. В СК РФ по Петербургу вчера подтвердили – полицейский достал оружие «в состоянии алкогольного опьянения, из хулиганских побуждений». Вчера же Андрея Никишова на время проверки отстранили от работы.
Новыми подробностями обрастает и авария на улице Руставели, случившаяся в воскресенье. Там, напомним, оперуполномоченный 15-го отдела полиции Николай Мирошкин на пешеходном переходе сбил женщину с ребенком, они скончались на месте, а затем его «хонда» врезалась в «опель», где находились еще два человека, их с тяжелыми травмами доставили в больницу. Известно, что полицейского ранее уже лишали прав, а машина, которой он управлял, имела весьма темное прошлое: по сообщениям информагентств, с 2011 года она числилась в угоне.
На этой же неделе появлялись сообщения о том, что в Петербурге ликвидировали организованную преступную группу (ОПГ) автомобильных воров, в состав которой входил сотрудник ГИБДД. И вот еще один факт: Следственный комитет сейчас расследует дело, возбужденное по факту краж одежды. ОПГ создал капитан полиции. До сих пор на слуху трагедия, произошедшая в 75-м отделе полиции, где участковый избил 15-летнего Никиту Леонтьева, от полученных травм парень скончался. Не будем забывать и про казанский отдел полиции «Дальний», который «прославился» на всю страну.
Достаточно открыть любую ленту новостей, чтобы убедиться в том, что в России не минует и дня без информации о новых делах, главными фигурантами которых становятся стражи порядка, прошедшие переаттестацию. Грабежи, убийства, пытки, стрельба в пьяном виде… Чем не полицейский беспредел? Реформа МВД провалилась, уверены видные оппозиционные политики. Но так ли это на самом деле? Стражи порядка действительно стали чаще нарушать закон? Или до недавнего времени система попросту скрывала их преступления, а сейчас сама вскрыла нарыв на собственном теле ради того, чтобы вылечиться?..
Это звучит парадоксально, но в том, что факты коррупции и преступлений в рядах МВД все чаще становятся достоянием общественности со всеми вытекающими из этого последствиями, все-таки больше хорошего. Еще совсем недавно полицейские, нарушившие закон, могли прикрыться погонами – спрятаться под крышей МВД и получить условный срок за реальное преступление или вовсе избежать наказания. Для высших чинов забота о чести мундира была гораздо важнее истины. Система открещивалась только от самых отмороженных типа майора Евсюкова, прикрывать которых было бы себе дороже. Зачастую их просто увольняли задним числом, так что во время следствия они уже не имели никакого отношения к правоохранительным органам.
Теперь мы имеем дело с качественно иным подходом – открываются факты, заводятся дела, затем, если преступление особо тяжкое, следует целая череда увольнений, начиная от главного фигуранта и заканчивая его непосредственными руководителями. Так случилось в 75-м отделе полиции. После ареста участкового Дениса Иванова, до смерти забившего 15-летнего Никиту Леонтьева, своих должностей лишились заместитель начальника отдела Олег Прохоренко и и. о. заместителя главы по линии уголовного розыска Алексей Малых. А после московской проверки в кресле не усидел и начальник главка Михаил Суходольский. Такова, по крайней мере, официальная версия его увольнения.
Примерно то же самое случилось и после ДТП на улице Руставели. На следующий же день главный полицейский Петербурга Сергей Умнов, находясь в командировке в Чечне, уволил сначала лейтенанта Николая Мирошкина, а потом на время проверки отстранил от работы начальника 15-го отдела Калининского РУВД и его заместителя по оперативной работе.
Знать о болезни и лечить ее всеми возможными способами правильнее, чем жить в счастливом неведении, а потом увидеть полный крах и осознать, что сделать уже ничего нельзя. Выступая на прошлой неделе перед депутатами Госдумы, глава МВД Рашид Нургалиев отметил: преступления полицейских нужно выявлять, как бы тяжело это ни было для ведомства, замалчивать их нельзя. Вчера же глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин подписал указ о создании в структуре СК РФ спецотдела по расследованию преступлений, совершенных полицейскими. Такие отделения появятся не только в Москве и Петербурге, но и в других регионах России. Задачей новых подразделений, как сообщается на официальном сайте СК РФ, станет не только расследование этих дел, но и «выработка наиболее эффективных методов следствия, а также мер по предотвращению этих преступлений».
По мнению Рашида Нургалиева, за пять месяцев переаттестации невозможно полностью очистить ряды, то, что сделано сейчас, – лишь начало большой работы. А так и не бывает, чтобы ведомство, которое на протяжении последних двух десятилетий медленно, но верно разваливалось, вдруг за считаные дни восстановилось из пепла. Разрушить репутацию легко, а восстановить гораздо труднее. У МВД на это могут уйти десятилетия при непрекращающейся переаттестации. Только при таком условии исчезнут «менты», а появятся настоящие стражи порядка.
На той же встрече с парламентариями Рашид Нургалиев рассказал о конкретных мерах, которые либо уже приняли, либо примут в ближайшее время. Например, в патрульных машинах уже установили тысячу видеорегистраторов. Глухие межкабинетные перегородки заменят на обзорные и стеклянные.
Сделать работу полиции прозрачной в прямом смысле этого слова предложили и молодые петербургские архитекторы. Их идея проста: вместо обычного отделения полиции – стеклянный бокс для работы стражей порядка и бетонная пристройка с камерами для заключенных. Тогда, уверены инноваторы, граждане будут больше доверять тем, кто призван охранять их покой. Они же смогут наблюдать за их работой! А что, чем не способ? Тем более такой подход уже нашел применение за границей.
Ирина Тищенко. Фото Александра Гальперина