Что осталось у метро?
Когда бывший губернатор Петербурга объявляла войну ларькам, речь шла о том, что эти торговые точки уродуют северную столицу. Ларьки снесли, а корреспонденты «НВ» выяснили, что пришло им на смену
Чуть больше недели остается до «часа икс» для сотен петербургских малых предпринимателей. 30 апреля заканчивается срок, до которого все торговые помещения, относящиеся к сфере малого бизнеса, должны быть приведены в соответствие с требованиями принятого и подписанного Валентиной Матвиенко еще летом прошлого года постановления правительства города за № 939. По нему, в частности, павильоны не должны превышать по площади 150 квадратных метров, а их высота может достигать максимальной отметки в 6 метров (пункт 2.10.6).
Печальных примеров уничтожения малых торговых площадей в Петербурге предостаточно. В бытность губернатором Валентина Матвиенко объявила войну ларькам. Под предлогом облагораживания территорий в городе сносились мелкие торговые точки, что сыграло только на руку крупным сетям. А петербуржцы лишились возможности по дороге к дому купить элементарный набор продуктов. Их фактически вынудили идти в гипер- и супермаркеты за хлебом, овощами или молоком. Постановление за номером 939 вновь напомнило, что борьба еще не закончена. В предыдущие годы власти особенно преуспели на участках вблизи станций метро. Эти территории для малых предприятий имели стратегическое значение – выгодное расположение может стать практически стопроцентной гарантией успеха. Но доходы малых предприятий чиновников волновали меньше всего. По их же собственным словам, они больше заботились о безопасности (в зоне 50 метров от станций метро по городским правилам не должно быть посторонних строений) и об эстетике, мол, ларьки портят вид и создают антисанитарию. Но что же взамен предложили горожанам власти, которые так беспокоились о благоустройстве микрорайонов?
Чтобы ответить на этот вопрос, «НВ» побывало на месте самых крупных торговых точек, снесенных у метро (см. фото).
– Логики в постановлении № 939, которое мы сейчас обсуждаем, нет никакой! – уверен глава петербургской Ассоциации малого и среднего бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. – На мой взгляд, оно издано только для того, чтобы окончательно уничтожить малый бизнес в Петербурге. Зачем мы пытаемся ввести какие-то ограничительные рамки? Строить павильоны и ларьки нужно таким образом, чтобы это было выгодно бизнесу и одновременно соответствовало градостроительной концепции. Иными словами, строить то, что разрешено в конкретном месте, тогда не возникнет и разговоров об «испорченном облике». Я уверен, что вся эта кампания лоббируется крупным сетевым бизнесом. Сетевики ведь поняли, что магазины шаговой доступности (программа развития которых в Петербурге, кстати, провалилась) – это очень выгодно, и теперь пытаются душить конкурентов по всем фронтам. А в конечном итоге в проигрыше останутся не только представители малого бизнеса, но и все горожане.
Алексей Третьяков также рассказал, что сейчас заканчивается разработка документа, позволяющего юридически продлить срок аренды помещений на пять лет. Это вроде бы хорошо для владельцев торговых точек. Но, увы, не все так просто. Цена аренды повышается вдвое. По словам главы ассоциации, это делается для того, чтобы хоть как-то покрыть недобор средств от крупных компаний-налогоплательщиков, которые во время губернаторства Валентины Матвиенко переехали в Петербург, а теперь должны платить налоги по месту «приписки». Повышение арендной ставки неминуемо приведет к росту цен, что для маленького торгового павильона равносильно бульдозеру, ровняющему ларек с землей.
Угол проспекта Большевиков и улицы Коллонтай. В прошлом году рабочие снесли около десятка торговых павильонов. Металлические конструкции вывезли почти сразу, а вот мусором и кусками бетона горожане «любовались» еще несколько месяцев. Наконец туда пригнали трактор, пару самосвалов и вывезли крупный мусор. А мелкий разметал по окрестностям ветер. Сегодня на месте обещанного благоустроенного участка – грязная жижа, в которой периодически паркуются машины
Участок у станции метро «Пионерская». Раньше здесь ларьки располагались сплошной линией вплоть до Богатырского проспекта. Многие пользовались большой популярностью. Например, киоски со свежими кондитерскими изделиями и выпечкой. А рядом всегда можно было купить свежий хлеб, молоко или творог. Снос этих торговых точек чиновники как раз объясняли эстетической составляющей проблемы. Правда, они никак не хотели слышать о том, что павильоны, наоборот, прикрывали недостроенное здание кинотеатра «Русь»
Чкаловский проспект. Здесь можно наблюдать похожую картину: на месте павильонов появился небольшой скверик. Нужно отдать должное благоустроителям – каждую весну они превращают его в зеленый уголок с клумбами и цветами. Вазоны маргиналы, которых не смущает даже непосредственная близость отдела полиции, используют в качестве пепельниц, а иногда и туалетов. К тому же жителям района, расположенного совсем недалеко от Каменного острова, гораздо нужнее торговые ряды, чем зона отдыха, рассчитанная на 20–30 человек
Территория у станции метро «Гражданский проспект». Недалеко от наземного вестибюля в течение многих лет стояли павильоны, в которых жители окрестных домов, возвращаясь с работы, могли купить необходимые продукты. Около двух лет назад торговые точки разрушили, а на их месте теперь собираются кучки бездомных. Жители микрорайона говорят: мимо ходить, не зажав нос, невозможно. Хотя к 2010 году здесь обещали организовать зону отдыха
минуточку внимания!
Верните табуретку к холодильнику!
Владимир Афанасьев. Фото Евгения Лучинского