Укатали самосвалы крутые горки
Чтобы построить одну дорогу, строители загубили другую – и местные деревни оказались в транспортной блокаде
В Ленинградской области жители нескольких деревень Нежновского сельского поселения фактически лишились дороги. Дети неделю не могли попасть в школу, взрослые – на работу. По разбитому шоссе отказывались ездить машины «скорой», в магазины не завозились продукты. И это не трагическая случайность – к этому все шло. Но самое главное, что такая ситуация может повториться еще не раз.
Поселок Котельский в Кингисеппском районе который год живет как в блокаде. Через него проходит федеральная трасса «Нарва» – ответвление на Усть-Лугу, и рядом строятся новые подъездные пути к порту. Вся строительная техника пользуется ныне существующими шоссе общего пользования, весь караван грузов, которые везут автомобилями, идет здесь же. В результате дороги от Алексеевки до Усть-Луги и Копорья – а это довольно большая территория – начали стремительно приходить в негодность.
Новая трасса Усть-Луга – Новгород уже строится, на нее завозят песок, щебень, бетонные плиты, но терпение разбитых дорог уже истощилось. Время от времени на разных их участках происходит неизбежное – полный паралич. А существующая транспортная сеть в этих краях такова, что проблемные места объезжать нужно чуть ли не за сотню километров – дорог-дублеров здесь никогда не строили.
Когда закончились школьные каникулы, 32 ребенка из деревни Нежново и окрестностей остались сидеть дома. Школьный автобус, который курсировал между их деревнями и школой в поселке Котельский, встал на прикол. Нет, он не сломался, он вполне новый и ухоженный. Сломалась… дорога. Деревни оказались полностью отрезанными – были отменены и рейсовые автобусы с маршрутками, выбраться нельзя было попросить и на личном транспорте, ведь машины эту дорогу преодолеть не могли. Да что там легковушки! Даже виновники уничтожения покрытия некогда асфальтированного шоссе – могучие карьерные самосвалы – не в состоянии были ездить по этой дороге, они периодически вязли в жидкой глине или сваливались в кювет, рассыпая вокруг свой груз.
Все это произошло не в одночасье – два месяца самосвалы карьеров «Ильмово» и «Пейпия» месили муниципальную дорогу. Причем, по словам очевидцев, носились с бешеной скоростью. Пока было морозно, трасса держалась. Но как только пришла весна – все провалилось. Особенно досталось железнодорожному переезду у станции Котлы и окрестностям деревни Монастырьки, где дорога круто спускается в долину реки и потом так же круто поднимается – там теперь огромные колеи, выкатанные в глине…
Владелец котельского школьного автобуса – «Администра-тивно-хозяйственный комплекс» – решил, что ездить по этой дороге невозможно, и отменил рейсы. И директор Котельской средней школы Антонина Гуменюк была вынуждена смириться с этим решением.
Не смирилась с ситуацией самая активная жительница деревни Монастырьки Валентина Бабкина, которая стала инициатором митингов по защите дороги. Она рассказала, что их семейную машину после каждой поездки по делам приходится ремонтировать, а ездить надо, хоть хлеб привезти, хоть лекарство. А «скорые» отказываются сюда ездить с тех пор, как одна машина упала в кювет на этой дороге.
Тем временем глава администрации Нежновского сельского поселения Татьяна Шеренговская каждый день писала докладные во все инстанции. Но дорога раскисала куда быстрее, чем высокая власть реагировала на жалобы власти нижнего уровня. Шеренговской удалось найти общий язык с владельцами карьера «Ильмово» – они запретили самосвалам с песком ездить по несчастной дороге и приняли деятельное участие в реанимации шоссе: привезли щебенку, засыпали самые одиозные ямы, все разровняли. Но признались честно, что это полумера, а дорога требует капитального ремонта. Ведь щебенку сыпали в глину, которая вместе с талым снегом и дождем неумолимо ползет по склону.
На днях вновь пошел школьный автобус. Директор учебного заведения лично проехала весь маршрут и убедилась, что стало немного лучше, но, конечно, совсем не так, как было еще год назад. Антонина Дмитриевна помнит эту дорогу другой:
– Здесь асфальт всего с 1989 года, но он ровный был, без ям, без гребенки, школьный автобус вмиг доезжал. А теперь я каждый раз переживаю, пока мне не позвонят, что все в порядке – приехали.
Дети-то в школе. А вот многим родителям не поздоровилось. Ведь муниципальный транспорт по-прежнему не ходит, а личные машины имеет отнюдь не каждая деревенская семья. Владельцы автотранспортного предприятия, которому принадлежат ходившие в Нежново автобусы, считают, что лучше им прибыль недополучить, чем машины угробить. В чем-то они правы. Даже пока до Котлов от Таллинского шоссе доедешь – с ума можно сойти. Этот отрезок считается федеральной трассой, и он якобы в ремонте с 2005 года. Но сейчас все силы, видимо, брошены на создание новой трассы, и на старую дорогу, похоже, никаких средств не отпускается. Во всяком случае, там даже перестали появляться асфальтовые заплатки так называемого «ямочного ремонта». Дорога узкая, и если вам навстречу движется колонна автовозов и фур из порта, а на вашей полосе одни ямы – приходится уходить на обочину. Но теперь и обочина вся разбитая, хуже того – она не укреплена и местами сползает в кювет.
Теоретически понять можно всех. И районную власть, которая не виновата, что у нее тут Усть-Луга строится (что не мешает районной власти хорошо стричь купоны с этой стройки). И сельскую власть, у которой много прав, но почти нет денег. И сельскую школу, которая не может иметь такой же сайт и трафик, как преуспевающий лицей в столице. И дорожников, которые кладут асфальт в бездонные дыры, потому что ремонтировать качественно нет денег и умения. И автовладельцев, которые убивают свои транспортные средства на этих дорогах, за которые, между прочим, они еще и налог платят. А больше всех жаль просто местных жителей. Им некуда деваться. Живут они тут.
прямая речь
Татьяна Шеренговская, глава администрации Нежновского сельского поселения:
– Я каждый понедельник на районных планерках говорила, что с дорогой у нас плохо. Меня не слушали, начальник Кингисеппского ДРСУ заявлял, что я не знаю реальной ситуации, мол, все под контролем. И когда все наконец рухнуло, я была вынуждена обратиться во все инстанции сразу, привлечь внимание и прессы, и общественности, раз районная власть меня слышать не хочет.
Виктор Гешеле, глава администрации Кингисеппского района:
– Что касается обучения школьников, не имеющих возможности проезда до своего учебного заведения, то для детей, имеющих дома интернет, организуется дистанционное обучение с размещением заданий через сайт школы.
Татьяна Хмельник