Цены едут вверх
В городе на Неве опять собрались повысить стоимость проезда в общественном транспорте
С 1 июля этого года в Петербурге вырастут цены на проезд в общественном транспорте: в автобусе, троллейбусе и трамвае придется платить 23 рубля вместо 21, в метро – 27 рублей вместо 25. Правда, в Смольном успокаивают: решение еще не принято, сначала рост цен должны обсудить и утвердить депутаты Законодательного собрания. Но депутаты, скорее всего, повозмущаются, посетуют, а в итоге признают, что иного выхода нет. Раз новая сумма и конкретная дата уже просочились в СМИ (а такие вещи случайно не происходят), горожанам придется платить больше.
Все было ясно уже после того, как цена проезда в маршрутном такси скакнула с 30 до 35 рублей. Это тоже не было случайностью: в шоке от цены на маршрутки горожане чуть ли не с облегчением должны принять повышение на проезд в автобусах-троллебусах-метро «всего-то» на 2 рубля. К тому же появился отличный предлог поднять цены: сокращение доходов городской казны. Прогнозы неутешительные. После всех корректировок, которые сейчас проходят в бюджетно-финансовом комитете Законодательного собрания (очередное обсуждение состоится сегодня), дефицит бюджета 2012 года может составить около 50 миллиардов рублей, то есть больше 10 процентов от общей суммы.
Это абсолютный «рекорд» последних лет, который стал следствием введения нового режима налогообложения, когда существенно сократились платежи в казну от нефтегазовой отрасли. Иными словами, Петербургу придется потуже затянуть пояса: всем комитетам Смольного уже рекомендовано сократить свои расходы. Правда, тарифы на проезд в Петербурге повышались и когда бюджет города рос как на дрожжах, увеличившись за несколько лет в пять раз. На самом деле цены на проезд привязаны к другому показателю – росту доходов населения. Но вслух этого, конечно, не говорится.
Компенсировать нехватку бюджетных средств за счет горожан, которые и так платят немалые налоги в казну, – самое простое, что в условиях дефицита может придумать власть.
В комитете по транспорту избегают конкретики: корректировка бюджета 2012 года только обсуждается. А вдруг город сможет компенсировать затраты транспортников, и им хватит бюджетных дотаций (11,4 миллиарда рублей)? Честно говоря, на это надежды мало. Если пошла волна сокращений, так уж сокращать по полной. И рост тарифов всегда можно оправдать ростом цен на бензин, например, планами по обновлению подвижного состава и мифическим повышением качества обслуживания пассажиров, которое почему-то становится только хуже. С такими аргументами остается радоваться, что тарифы не подняли до 50 рублей.
Но вот загадка: бензин дорожает по всей стране, во всех крупных городах транспортники обновляют подвижной состав, маршрутки везде почти одинаковые. Но почему-то в Ростове-на-Дону проезд на автобусе стоит 11 рублей. Столько же в сибирском Омске. А цены на маршрутные такси в этих регионах вообще в три раза ниже, чем в Петербурге. Интересная ситуация с транспортом и в соседнем Мурманске, там сейчас тоже предпринимается очередная попытка повысить цены на проезд. Местный «Горэлектротранс» (там троллейбус самый популярный вид транспорта) предлагает повышение с 15 до 16 рублей, а городская администрация не позволяет, повышая бюджетные дотации...
Неужели Мурманск, где проживают всего несколько сотен тысяч человек, богаче Петербурга? Или Омск с Ростовом-на-Дону, где бюджетные доходы в разы меньше, живут лучше северной столицы? Там, мы узнавали, никаких повышений цен не ожидается. А у нас дело скорее в другом: если есть возможность повысить тарифы, то почему бы этого не сделать. Тем более что ни один среднестатистический налогоплательщик не сможет получить достоверную информацию о том, на что пошли его деньги. Эти данные недоступны, значит, система общественного транспорта в Петербурге такая же прозрачная, как кирпичная стена.
Отдельно по поводу метро. Объясняя очередное повышение цены на проезд в подземке, власти каждый раз ссылаются на Москву – посмотрите, мол, в Петербурге 25 рублей, а там уже 27, а сейчас, кстати, уже 28. Но сравнение некорректно: в столичном метрополитене 12 веток и 185 станций, а у нас всего 5 веток и 65 точек на карте. Москва регулярно открывает новые станции, а в Петербурге каждая свежепостроенная – событие чуть ли не всероссийского масштаба.
И еще одна странность: складывается такое впечатление, что город сам себе противоречит. С одной стороны, власти пытаются избавить город от пробок и с пеной у рта убеждают петербуржцев, что гораздо удобнее и выгоднее перемещаться на общественном транспорте. С другой, повышают цены на проезд в этом общественном транспорте. Конечно, за дополнительные деньги можно было бы открыть новые маршруты и усилить уже существующие, но, вспоминая предыдущий опыт, можно утверждать, что повышения цен на билеты работу городского транспорта не улучшили.
Мы попросили депутатов городского парламента прокомментировать возможное повышение тарифов.
– У меня к этому вопросу двойственное отношение, ведь я являюсь не только главой фракции, но и заместителем председателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания, – заявил руководитель фракции ЛДПР Максим Яковлев. – С одной стороны, в подобной ситуации всегда хочется снизить нагрузку на кошельки горожан, не заставлять их платить больше. С другой – повышение цен на проезд позволит в некоторой степени поддержать городской бюджет, который сильно пострадает от ухода крупных налогоплательщиков. Окончательное решение наша фракция еще не приняла. Но, я думаю, мы проголосуем против удорожания проезда.
Как оказалось, «единороссы» тоже пока не определились.
– Этот вопрос нужно рассматривать с точки зрения экономической обоснованности, – рассказал член фракции «ЕР» Виталий Милонов. – Не стоит забывать, что инфляция у нас никуда не исчезла, хотя она и не такая высокая, как в некоторых других странах. Мы должны просчитать все нюансы и сделать вывод: реально ли перевозчики понесут такие убытки, которые можно покрыть, только повысив стоимость проезда в общественном транспорте? Еще раз подчеркну – это исключительно экономическая тема, переводить которую в политическую недопустимо. Хотя у нас всегда найдутся любители попиариться на громких вопросах, не предлагая абсолютно никакого варианта их решения.
И только коммунисты настроены решительно. По словам руководителя фракции КПРФ Владимира Дмитриева, экономического обоснования повышения тарифов депутаты пока не услышали.
– Сегодня постараемся задать этот вопрос вице-губернатору Сергею Вязалову, – заявил он. – Может быть, он предоставит какие-то конкретные расчеты.
Ирина Тищенко, Софья Андреева. Фото Интерпресс