Общество

«Сейчас модно говорить грамотно»

25 апреля

 

«НВ» провело экзамен среди петербуржцев и выяснило уровень их знания родного языка

В школах начались пробные и предварительные ЕГЭ. За три года Единый государственный экзамен как форма проверки знаний у абитуриентов прижился и даже отчасти полюбился. Правда, преподаватели вузов до сих пор сомневаются: можно ли проверить уровень знаний с помощью тестов. Ежегодно в пору поступления из СМИ мы узнаем байки про абитуриентов-отличников, которые не в силах даже грамотно написать заявление о приеме в вуз. 

Чтобы на практике оценить уровень знаний петербуржцев, «НВ» провело тест на знание русского языка среди горожан, которые в силу своего возраста никогда не сдавали единый госэкзамен, и попросило выполнить пять простых тестовых заданий, а затем оценить их сложность и полезность. Забегая вперед, скажу: правильно на вопросы не ответил никто. 

Оговорюсь: «НВ» не будет оценивать объективность ЕГЭ. У нас другая цель – проверить, насколько легки и выполнимы тестовые задания госэкзамена по русскому языку для тех, кто грыз гранит науки довольно давно, уже имеет диплом о высшем образовании и достойную работу. 

Для эксперимента мы взяли десять обычных петербуржцев. Все они разных профессий, возраста и уровня образования. Род деятельности некоторых связан с русским языком, но есть и те, чьи профессии далеки от филологии. Также мы решили не обременять людей полным перечнем заданий и остановились на экспресс-тесте из пяти вопросов, которые входили в ЕГЭ по русскому в 2011 году. 

Кстати, все испытуемые охотно откликнулись на предложение «НВ». А некоторые так вошли в азарт, что не остановились на пяти заданиях и решили пройти все 38 тестов ЕГЭ. 

С пятью заданиями испытуемые справились довольно быстро. В среднем на прохождение теста понадобилось 10 минут – на каждый вопрос в среднем по две минуты. Как показал эксперимент, с расстановкой ударения в словах и знаков препинания люди справляются достойно. А вот отличить повествование от рассуждения или описания смогли единицы. Синтаксис и пунктуация также многих заставили задуматься. Участники эксперимента объясняли: школу, мол, закончили достаточно давно, и столь специфичные знания и терминология с годами стерлись из их памяти. 

Кроме того, все испытуемые сочли задания ЕГЭ достаточно громоздкими – чтобы понять суть, им приходилось перечитывать вопросы по несколько раз. В целом, судя по отзывам, многие из прошедших тест были разочарованы результатами и недовольны собой.

В результате на все пять вопросов правильно не ответил никто. На четыре дал верные ответы один человек (возможно, потому, что работает в сфере PR). Половина испытуемых верно выполнила три задания. Среди них встречались люди разных профессий: экспедитор, продавец, переводчик, преподаватель вуза, фотограф. Два задания из пяти верно выполнили два человека: секретарь и менеджер по профессии. Интересно, что их работа как раз тесно связана с устной и письменной речью. Аутсайдерами, давшими лишь один правильный ответ, стали сотрудник правоохранительных органов и работник склада книжного магазина.

Некоторых испытуемых пережитое фиаско заставило всерьез задуматься над своей грамотностью. Одна из участниц эксперимента даже установила на своем мобильном телефоне специальную обучающую программу. На вопрос: «Зачем?» – ответила: «Я хочу писать и говорить грамотно – это сейчас модно...»

 

компетентно

Анна Самойлова, учитель русского языка:

– Тесты ЕГЭ не проверяют знания. Чтобы пройти пороговый уровень для поступления в вуз, в заданиях ЕГЭ по русскому языку достаточно натыкать галочек – и все! Такая же картина складывается и с ЕГЭ по английскому языку – по мнению моих коллег, он показывает низший бытовой уровень знаний. Конечно, не стоит забывать и о теории вероятности, везении или фортуне. Многие ученики отвечают правильно не потому, что они точно знают ответ, а потому, что лишь угадывают его. 

И еще. На мой взгляд, тесты по русскому языку ничему не учат – они не учат связной, образной и грамотной речи. Нет, они отчасти показывают, насколько человек грамотен. Например, мои коллеги-филологи проходили подобный экспресс-тест и показали хорошие результаты. Если люди работают в другой сфере, то они, конечно, могут забыть, что такое причастный или деепричастный оборот. Кроме того, многие вопросы касаются стилистики и лингвистики. Поэтому вопросы, которые по зубам натасканным на ЕГЭ выпускникам, подчас сложны для людей, закончивших школу десятилетия назад.

Елена Кузнецова, психолог: 

– Насколько можно доверять результатам тестирования – большой вопрос. Ведь тесты ЕГЭ – это стресс. Человеку за короткое время нужно ответить на определенное количество вопросов – он зажат рамками, а отсюда создается психологический дискомфорт. Безусловно, при прохождении теста, как и в любой стрессовой ситуации, человек может повести себя неадекватно. У многих людей срабатывает так называемый блокиратор мозговой деятельности. Другими словами, когда человек волнуется или переживает, то он попросту не может сконцентрировать свое внимание и перестает думать. В этой ситуации, даже если он все знает, он может ответить неверно. А в тесте он не имеет права на ошибку. Поэтому справиться с волнением и пройти ЕГЭ может далеко не каждый.

прямая речь


Александр, специалист по связям с общественностью (4 верных ответа из 5):

– Эти вопросы заставляют включить мозг, что немаловажно. Правда, можно было бы изменить вопросы, больше включив на знание основной части языка.


Инна, преподаватель (3 верных ответа из 5):

– Считаю, что не все вопросы связаны с грамотностью и задания слишком запутанные. Вопросы на стилистику русского языка очень специфические и узкие. Для тех, кто не занимается глубоко освоением русского языка, эта информация лишняя – она никогда в жизни не пригодится. Первые три вопроса проверяют грамотность. Но определение типа предложения – это уже из области лингвистики и стилистики русской речи, а знание названий типов предложения не прибавляет и не убавляет грамотности.


Наталья, фотограф (3 верных ответа из 5):

– Тестами грамотность не проверить. Я училась в школе в советское время – тогда русскому языку и литературе уделяли очень много часов. У нас проводили литературные вечера, концерты, писали сочинения почти по каждому произведению. Мы знали много стихов и читали книги запоем. Мы писали сочинения и так проверяли грамотность, а ЕГЭ, на мой взгляд, – это лишь доводит знания до автоматизма, а не развивает речь.

 

Екатерина, переводчик (3 верных ответа из 5):

– С помощью тестовых заданий можно проверить грамотность, но только если ответы однозначные. Например, выберите правильный вариант написания или расставьте знаки препинания (только предложения должны быть не с авторскими знаками препинания). Мне кажется, что для учащегося, который «варится» в русском языке и математике, задания должны быть доступны, нам же, когда мы уже с годами забыли, как что называется, трудновато вспомнить теорию.

 

Дмитрий, сотрудник правоохранительных органов (1 верный ответ из 5):

– В большинстве вопросов я вообще не понял, что от меня требуется, то есть не понял заданий вообще и расставлял ответы наобум. 


тест

«НВ» предлагает читателям проверить свои знания по русскому языку 
Задание 1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) согнУтый, 
2) крЕмень, 
3) собралА, 
4) красивЕе

Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вентиляционная шахта (1) расположенная над погребальной камерой фараона (2) была обнаружена (3) работавшими в пирамиде археологами (4) совершенно случайно. 
1,4
1,2,3,4
1,2
1,3

Задание 3. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения НЕЛЬЗЯ заменить определением, выраженным причастным оборотом? 

1. Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимает стихотворение «Пророк», которое является вольным переложением 6-й главы Книги пророка Исайи.
2. Между содержанием библейского текста и текста стихотворения есть значимая разница, которую отметили исследователи Пушкина.
3. Исайя призван в пророки по собственному добровольному согласию, которое он выразил в ответ на сетования Иеговы: «Кто пойдет к людям сим?»
4. Преображение же пушкинского героя производится без его воли, в соответствии только с божественной необходимостью, на которую герой не может повлиять.

Задание 4. Прочитайте текст и определите, какой тип речи представлен в предложениях.

(1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.
(3). «Ну что такое наша жизнь? – рассуждал он в унисон с плачущим небом. (4) – Что она такое? (5) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6) На что она нам дана? (7) Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8) А выходит наоборот. (9) Слез больше, чем смеха...»
1) рассуждение
2) повествование
3) описание и рассуждение
4) рассуждение и повествование

Задание 5. Прочитайте текст. Среди предложений 30–36 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.

(30) Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... (31) Нда-с, так вот она – жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32) За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33) Сзади нее плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (34) Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... (35) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36) Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… (37) Что там еще? 



Мода на грамотность

Ирина Тищенко, редактор отдела информации «НВ»

«Мы начинаем плакать от счастья, так как после долгих поисков мы нашли вас – Человека (с большой буквы)! Мы искренне тронуты, что вы есть у нас! Вы – единичный случай! Спасибо, что вы есть!»
Приятно читать такое в свой адрес. По какому же поводу такая буря восторга? Нет, это не рекламная рассылка, и за последнее время я (надо быть честной) не сделала ничего особенного, что могло бы возбудить такие эмоции. Я всего-навсего прошла на одном из сайтов тест на знание русского языка и получила пятерку. 

Задания, прямо скажем, не заумные. Несколько – на правильную расстановку ударений, три-четыре – на орфографию, еще столько же на знание основ пунктуации. И все по школьной программе. То есть, чтобы справиться без ошибок, не нужно пять лет корпеть над учебниками по лингвистике и словарями на филологическом факультете. Но, если верить разработчикам сайта, «отлично» по русскому языку нынче в дефиците. Они также сообщают, что на «четыре» тест сдали не больше 10 процентов опрошенных. Какой же результат показали тогда остальные?

Понятно, что этот тест не дает полной картины, но кое-какие выводы все же позволяет сделать: беда у нас, граждане, с нашим родным языком. Еще один пример в подтверждение. Шла я недавно по улице Куйбышева, на углу с Каменноостровским проспектом увидела официальный плакат, призывающий горожан на субботник, – «УберемСЯ по-хозяйски!» Словарь Ожегова эту форму слова представляет как разговорную, меня учили, что так не говорят, а чиновникам Смольного, судя по всему, в самый раз. Их бы, кстати, в принудительном порядке отправить на сдачу ЕГЭ. Хотела бы я посмотреть, какие результаты они бы показали. 

Тотальная безграмотность – это зараза, которую нужно выжигать каленым железом. Но описать ее во всей красе, привести многочисленные примеры с улиц было бы неинтересно и неправильно, тем более что в обществе сейчас происходят очень интересные события. Самое главное из них – грамотность постепенно входит в моду. Возможно, сие звучит кощунственно, русский язык – это ведь не туфли и не платья. Но процесс уже пошел. 

И правда, как еще заставить людей обратить внимание на то, как они говорят и пишут? Самый верный способ – сделать грамотность тенденцией, трендом, как сейчас модно говорить. В роли катализаторов выступают интернет и социальные сети. На сайтах появляются самые разные тестовые задания. Одни на орфографию, другие – на пунктуацию, третьи – на орфоэпию. Люди, которые их выполняют, часто удивляются результатам: они-то полагали, что никогда не имели проблем с русским языком. Затем делятся ссылками, и вот цепная реакция пошла. 

Россияне уже написали «Тотальный диктант», где в роли учителей выступали известные люди – писатели Дмитрий Быков и Захар Прилепин, телеведущая Тина Канделаки. Судя по фото с проекта, пройти это испытание решились люди разных возрастов и профессий, которых, очевидно, палками в аудиторию не загоняли. И я бы поучаствовала, если б не проглядела приглашение. 

Говорят, мода капризна и переменчива. Но не в случае с нашим прекрасным русским языком. Ведь главное – начать, а вдруг потом понравится говорить правильно?

Софья Прокошева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно