«Сейчас модно говорить грамотно»
«НВ» провело экзамен среди петербуржцев и выяснило уровень их знания родного языка
В школах начались пробные и предварительные ЕГЭ. За три года Единый государственный экзамен как форма проверки знаний у абитуриентов прижился и даже отчасти полюбился. Правда, преподаватели вузов до сих пор сомневаются: можно ли проверить уровень знаний с помощью тестов. Ежегодно в пору поступления из СМИ мы узнаем байки про абитуриентов-отличников, которые не в силах даже грамотно написать заявление о приеме в вуз.
Чтобы на практике оценить уровень знаний петербуржцев, «НВ» провело тест на знание русского языка среди горожан, которые в силу своего возраста никогда не сдавали единый госэкзамен, и попросило выполнить пять простых тестовых заданий, а затем оценить их сложность и полезность. Забегая вперед, скажу: правильно на вопросы не ответил никто.
Оговорюсь: «НВ» не будет оценивать объективность ЕГЭ. У нас другая цель – проверить, насколько легки и выполнимы тестовые задания госэкзамена по русскому языку для тех, кто грыз гранит науки довольно давно, уже имеет диплом о высшем образовании и достойную работу.
Для эксперимента мы взяли десять обычных петербуржцев. Все они разных профессий, возраста и уровня образования. Род деятельности некоторых связан с русским языком, но есть и те, чьи профессии далеки от филологии. Также мы решили не обременять людей полным перечнем заданий и остановились на экспресс-тесте из пяти вопросов, которые входили в ЕГЭ по русскому в 2011 году.
Кстати, все испытуемые охотно откликнулись на предложение «НВ». А некоторые так вошли в азарт, что не остановились на пяти заданиях и решили пройти все 38 тестов ЕГЭ.
С пятью заданиями испытуемые справились довольно быстро. В среднем на прохождение теста понадобилось 10 минут – на каждый вопрос в среднем по две минуты. Как показал эксперимент, с расстановкой ударения в словах и знаков препинания люди справляются достойно. А вот отличить повествование от рассуждения или описания смогли единицы. Синтаксис и пунктуация также многих заставили задуматься. Участники эксперимента объясняли: школу, мол, закончили достаточно давно, и столь специфичные знания и терминология с годами стерлись из их памяти.
Кроме того, все испытуемые сочли задания ЕГЭ достаточно громоздкими – чтобы понять суть, им приходилось перечитывать вопросы по несколько раз. В целом, судя по отзывам, многие из прошедших тест были разочарованы результатами и недовольны собой.
В результате на все пять вопросов правильно не ответил никто. На четыре дал верные ответы один человек (возможно, потому, что работает в сфере PR). Половина испытуемых верно выполнила три задания. Среди них встречались люди разных профессий: экспедитор, продавец, переводчик, преподаватель вуза, фотограф. Два задания из пяти верно выполнили два человека: секретарь и менеджер по профессии. Интересно, что их работа как раз тесно связана с устной и письменной речью. Аутсайдерами, давшими лишь один правильный ответ, стали сотрудник правоохранительных органов и работник склада книжного магазина.
Некоторых испытуемых пережитое фиаско заставило всерьез задуматься над своей грамотностью. Одна из участниц эксперимента даже установила на своем мобильном телефоне специальную обучающую программу. На вопрос: «Зачем?» – ответила: «Я хочу писать и говорить грамотно – это сейчас модно...»
компетентно
Анна Самойлова, учитель русского языка:
– Тесты ЕГЭ не проверяют знания. Чтобы пройти пороговый уровень для поступления в вуз, в заданиях ЕГЭ по русскому языку достаточно натыкать галочек – и все! Такая же картина складывается и с ЕГЭ по английскому языку – по мнению моих коллег, он показывает низший бытовой уровень знаний. Конечно, не стоит забывать и о теории вероятности, везении или фортуне. Многие ученики отвечают правильно не потому, что они точно знают ответ, а потому, что лишь угадывают его.
И еще. На мой взгляд, тесты по русскому языку ничему не учат – они не учат связной, образной и грамотной речи. Нет, они отчасти показывают, насколько человек грамотен. Например, мои коллеги-филологи проходили подобный экспресс-тест и показали хорошие результаты. Если люди работают в другой сфере, то они, конечно, могут забыть, что такое причастный или деепричастный оборот. Кроме того, многие вопросы касаются стилистики и лингвистики. Поэтому вопросы, которые по зубам натасканным на ЕГЭ выпускникам, подчас сложны для людей, закончивших школу десятилетия назад.
Елена Кузнецова, психолог:
– Насколько можно доверять результатам тестирования – большой вопрос. Ведь тесты ЕГЭ – это стресс. Человеку за короткое время нужно ответить на определенное количество вопросов – он зажат рамками, а отсюда создается психологический дискомфорт. Безусловно, при прохождении теста, как и в любой стрессовой ситуации, человек может повести себя неадекватно. У многих людей срабатывает так называемый блокиратор мозговой деятельности. Другими словами, когда человек волнуется или переживает, то он попросту не может сконцентрировать свое внимание и перестает думать. В этой ситуации, даже если он все знает, он может ответить неверно. А в тесте он не имеет права на ошибку. Поэтому справиться с волнением и пройти ЕГЭ может далеко не каждый.
прямая речь
Александр, специалист по связям с общественностью (4 верных ответа из 5):
– Эти вопросы заставляют включить мозг, что немаловажно. Правда, можно было бы изменить вопросы, больше включив на знание основной части языка.
Инна, преподаватель (3 верных ответа из 5):
– Считаю, что не все вопросы связаны с грамотностью и задания слишком запутанные. Вопросы на стилистику русского языка очень специфические и узкие. Для тех, кто не занимается глубоко освоением русского языка, эта информация лишняя – она никогда в жизни не пригодится. Первые три вопроса проверяют грамотность. Но определение типа предложения – это уже из области лингвистики и стилистики русской речи, а знание названий типов предложения не прибавляет и не убавляет грамотности.
Наталья, фотограф (3 верных ответа из 5):
– Тестами грамотность не проверить. Я училась в школе в советское время – тогда русскому языку и литературе уделяли очень много часов. У нас проводили литературные вечера, концерты, писали сочинения почти по каждому произведению. Мы знали много стихов и читали книги запоем. Мы писали сочинения и так проверяли грамотность, а ЕГЭ, на мой взгляд, – это лишь доводит знания до автоматизма, а не развивает речь.
Екатерина, переводчик (3 верных ответа из 5):
– С помощью тестовых заданий можно проверить грамотность, но только если ответы однозначные. Например, выберите правильный вариант написания или расставьте знаки препинания (только предложения должны быть не с авторскими знаками препинания). Мне кажется, что для учащегося, который «варится» в русском языке и математике, задания должны быть доступны, нам же, когда мы уже с годами забыли, как что называется, трудновато вспомнить теорию.
Дмитрий, сотрудник правоохранительных органов (1 верный ответ из 5):
– В большинстве вопросов я вообще не понял, что от меня требуется, то есть не понял заданий вообще и расставлял ответы наобум.
тест
1) согнУтый,
Задание 2. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вентиляционная шахта (1) расположенная над погребальной камерой фараона (2) была обнаружена (3) работавшими в пирамиде археологами (4) совершенно случайно.
(1) Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла. (2) В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин.
Мода на грамотность
Ирина Тищенко, редактор отдела информации «НВ»