«Театры долго не живут. Это не про нас»
Олег Табаков отметил в Петербурге юбилей своей «Табакерки» и рассказал «НВ», почему она существует так долго
У театра существует официальная дата открытия – 1 марта 1987 года, в этот день в подвальчике на Чистых прудах играли премьеру спектакля «Кресло» по повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба».
А поначалу был просто театральный кружок: в нем занимались 16-летние азартные ребята, которым хотелось попробовать себя в качестве артистов. Их сплотил вокруг себя Олег Табаков. Созвучное фамилии Олега Павловича название «Табакерка» прижилось сразу. Кружок превратился в профессиональную студию, на сцену стали выходить студенты и выпускники ГИТИСа, с курса Табакова. В 1992-м «Табакерка» получила статус Московского театра-студии под руководством Олега Табакова. Рос театр, а вместе с ним в профессиональном плане росли актеры – Сергей Безруков, Евгений Миронов, Марина Зудина, Владимир Машков.
«Табакерка» не родилась бы, если бы не настойчивость Олега Павловича: он сумел убедить московские власти, что одаренным молодым артистам нужно работать одним коллективом. А иначе получили бы выпускники дипломы об окончании вуза и разъехались по разным городам. Очень скоро театр Табакова стал гордостью страны; многих зарубежных политических лидеров, приезжавших с визитами в нашу страну, вели на спектакли «Табакерки». В театре царил дух творческого смелого поиска – возможно, на его примере демонстрировалась свобода общества, особенно молодежной среды.
На сцене «Табакерки» сегодня уживаются и молодые, и маститые. И хотя современные пьесы практически не ставятся, но экспериментам, смелым высказываниям дается зеленая улица. Табаков приглашает молодых интересных режиссеров. Сейчас в репертуаре «Табакерки» постановки «Женитьба Белугина», «Рассказ о счастливой Москве», «Рассказ о семи повешенных», Wonderland-80, «Чайка» и многие другие.
В рамках празднования 25-летия Театр-студия под руководством Табакова приехала на недельные гастроли в Петербург. Билеты на постановки, которые идут на сценах МДТ и Александринского театра, проданы абсолютно все. Олег Павлович Табаков прибыл в Петербург, чтобы сыграть в спектаклях «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Чайка». В связи с юбилеем театра его художественный руководитель Олег Павлович Табаков удостоился чести произвести торжественный выстрел из пушки Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.
Олег Табаков, народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ:
«Горжусь теми, кого мы воспитали»
– «Табакерка» дала взлет многим артистам и режиссерам. Когда-то у нас ставил спектакли Миндаугас Карбаускис – продирался сквозь свое хуторское сознание индивидуалиста к каким-то общечеловеческим проблемам, темам. Я поверил в него. Теперь Карбаускис возглавил Театр имени Вл. Маяковского. У нас играл Женя Миронов – теперь у него свой Театр Наций. Еще лет пять назад Костя Богомолов был не таким уж сильным постановщиком. А сейчас это уже очень зрелый мастер, он решает как режиссер серьезные задачи и исторического, и философского плана. Такими воспитанниками можно только гордиться.
Как удается сохранять театр?
– Театры долго не живут, об этом говорил и Немирович-Данченко, он отпускал на полноценную жизнь театра 15–17 лет. Но это не про нас. Тот срок, который уже есть за плечами у «Табакерки» – а это даже не официальные 25 лет, а все 34, – театр наш мог не раз и не два прекратить свое существование, распасться, закрыться, но этого не произошло, как видите. У нас в театре хорошая, добрая атмосфера, хотя я как художественный руководитель совершенно не терплю прогульщиков, пьяниц, хамов, людей, у которых отсутствует обязательность, я с ними стараюсь расстаться. Пьяниц я вообще сразу увольняю. И считаю, что в наше время пьянствовать – это пошло. Как можно тратить на это занятие время и силы? Ну а вообще я думаю, что театр позволяет сохранять мой талант. Это и шутка, и не шутка. Наверное, несмотря на годы, я еще не так стар, и меня легко подвигнуть на какие-то проекты. А некоторые так вообще меня не считают стариком. Я недавно своей шестилетней дочке Маше сказал: «Маша, я старый». А она мне: «Нет, папа, ты не старый, ты новый».
«Живу набело»
– Не люблю, когда меня спрашивают про взлеты и падения, про то, что меня возносило, что тормозило, на чем я спотыкался и как возрождался к жизни. Это вопросы такие – ложные и пафосные. Я живу сразу набело. И все, что я делаю, это не тренировки, не репетиции чего-то, а это нормальные человеческие поступки, решения, которые я принимаю. Или не принимаю. Я очень люблю играть. И готов играть много, у меня по 12 спектаклей в месяц. И еще я подписал контракт как художественный руководитель «Табакерки» до декабря 2015 года. Значит, надо выстоять, надо двигаться, продолжать искать хорошие пьесы, талантливых режиссеров – молодых и не молодых, главное – талантливых. Вот сейчас у нас поставил спектакль «Преступление и наказание» ваш петербургский режиссер Лев Эренбург. Потрясающе одаренный человек. Я поверил ему, его чутью. Увидел его постановку в магнитогорском театре – «Грозу» Островского и понял, что его надо приглашать к себе. Он у нас поставил «Вассу». У Эренбурга есть такое качество: он знает, чем он силен, он владеет инструментарием.
Я очень ценю таланты. Даже еще потому, что талантливого бывает немного. Потому очень радуюсь, когда мне удается совершить успешные поиски для души, ума и сердца в театре и вообще в жизни.
«Не вижу современных драматургов»
– Моим самым любимым спектаклем в «Табакерке» продолжает оставаться «Старший сын». Я вообще люблю Александра Вампилова. Это та драматургия, которая заставляет учащенно биться сердце, когда перехватывает в горле, когда ты не можешь спокойно жить. «Старшего сына» мы привезли сейчас на гастроли в Питер. Это постановка молодого режиссера Константина Богомолова. Ему удалось передать психологически сложные человеческие характеры, и этим прежде всего и трогает спектакль, этим задевает. Именно поэтому я против постановок современных драматургов. Я их вообще не вижу на горизонте. Не вижу никого, кроме Васи Сигарева. Остальные – это жеманные образованные дети или женщины зрелого возраста. Современной мощной литературы тоже не вижу. Сорокин? Да, он, безусловно, талантлив, но к мощным писателям я его никак не отнесу. Можно вытянуть современную пьесу за счет актерской фактуры, но надо ли? Я вот выхожу на сцену – и сразу аплодисменты. Ну, так и что? Дальше-то свое появление надо подтвердить драматургическим материалом. Если он слабый, то актер с натяжкой что-то сделает, но не перевернет зрительского сознания. Я вот никогда не заплачу над текстами Владимира Сорокина. Я сам как актер люблю спектакли про любовь, мне нравится, когда в театре занимаются нормальными человеческими вопросами, которые волнуют людей. Потому поставлен «Дьявол» Льва Толстого – о страсти, любви, грехе. Потому сейчас мы выбрали для постановки пьесу советского периода «Гнездо глухаря» Виктора Розова. Увидели много параллелей с нынешним временем. Это очень глубокая сильная пьеса. Очень современная история. У нас не будет комедии (именно в этом жанре поставили пьесу Розова когда-то в Театре сатиры) – это будет драма. Герои пьесы – Судаков и его жена Наташа – вырастили достойных людей, и этим людям очень трудно жить. Потому что достойным людям вообще трудно жить на свете.
«Я не пойду на митинг, я решу вопросы по-другому»
– Я не люблю ни Ленина, ни Сталина. Я еще ребенком семилетним помню, мы жили в Саратове, моя бабушка ранним утром выходила к окну и видела, как кого-то забирали в «воронок», увозили. Я шел за бабушкой, смотрел в окно и понимал, что происходит что-то страшное. Хотя она мне ничего не говорила, но я видел, как она возвращалась к кровати и излагала свои наблюдения на бумаге. Наверное, я вообще не очень люблю политику. И о современных политиках не буду говорить. Знаете, если я хочу что-то переделать в своей жизни, я обращаюсь прежде всего к самому себе, ищу резервы в себе. На митинг политический я не пойду, я госслужащий, и такими походами я бы оказывал дурное влияние на своих коллег, молодых артистов. Я забочусь о своих подчиненных по-другому. Думаю, что в «Табакерке» артистам живется очень неплохо. Редко в каком театре платят пособия на детей. А вот в МХТ, которым я тоже руковожу уже 12 лет, это пособие составляет 13,5 тысячи рублей, в «Табакерке» – 10. Это моя и наша общая забота об артистах.
говорят зрители
О «Женитьбе»
Восторг! Лучшая постановка «Женитьбы» из тех, которые я видела, интерпретация присутствует, но все со вкусом и уважением к Гоголю. На мой взгляд, самые удачные попадания в образы у Агафьи Тихоновны, Яичницы и Подколесина. Театр очень маленький, 11 рядов по 10 мест в каждом, с любого места все хорошо видно и слышно. Правда, поднимаясь с места (10-й ряд), ударилась головой о потолок.
О спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
Очень бы хотелось спектакль поставить в категорию Гран-при – открытие Безрукова как театрального актера (он актер от Бога и способен повести за собой массы), блестяще играют И. Пегова, О. Барнет, В. Егоров, Б. Плотников, великолепные декорации, блестящие танцевальные и пантомимные вставки, но… Табаков при всем моем уважении староват для Альмавивы, и М. Зудина в роли графини была холодной и мрачной.
О спектакле «Рассказ о семи повешенных»
Самое большое разочарование сезона… я давно хотела попасть на этот спектакль, читала восторженные отзывы, как зрители плачут вместе с актерами, подготовилась, прочла одноименный рассказ Леонида Андреева. Лучше бы я не читала… Я даже не буду рассматривать произведение с идеологической точки зрения, которая мне, мягко говоря, не близка. Ни одного, кроме Янсона, попадания в образ. Вася был невнятен, более-менее Сергей Головин и Вернер, Муся производила впечатление шизанутой истерички, а не отважной молодой революционерки, Таня неубедительно проявляла заботу. Не раскрыта абсолютно тема смерти и ее ожидания. Все скомкано и нестройно. Может быть, был не день Бекхэма?
слово специалиста
Ольга Вайншток, театральный критик:
– Я не была на первых спектаклях «Табакерки». Но с этим театром у меня особенные отношения. Наверное, нигде я не видела столько спектаклей. Хорошо помню первое свое посещение – «Любовь как милитаризм». Господи, сколько было потом прекрасных, любимые спектакли «Обыкновенная история», «На всякого мудреца», «Еще Ван Гог», «Псих», «Страсти по Бумбарашу», «Признания авантюриста Феликса Круля». А как-то раз меня пустили на генеральный прогон «На дне», и я стоя посмотрела весь спектакль. На одном дыхании. Я помню молодого и очаровательного Миронова, я помню Безрукова во всем его блеске. Этот театр был для меня проводником в мир театра вообще. Сейчас лицо театра, конечно, определяют спектакли Богомолова. Это уже новый период «Табакерки». Знаете, ни в один театр мне так не нравится идти. Мне нравится именно пешком, а хорошо еще когда весна и что-то зацвело, и этот дворик. А потом прогуляться по Чаплыгина или улице Машкова. Итак, поздравляю, моя любимая «Табакерка».
О личном
Одной из ведущих актрис «Табакерки» всегда была Марина Зудина. Еще в ГИТИСе у нее начался роман с Олегом Табаковым. Олег Павлович ради новой любви ушел от своей жены Людмилы Крыловой. У Табакова и Зудиной двое детей – 17-летний Павел и 6-летняя Маша. Павел учится в Московской театральной школе, которой руководит его отец. Машу, судя по ее уверенному выходу на сцену на юбилейном капустнике «Табакерки», ждет также актерская судьба.
Материалы подготовила Елена Добрякова. Фото Александра Гальперина