Мнения и комментарии

Зачем Швейцарии черный список?

25 апреля

Правительство Швейцарии 19 апреля приняло закон о введении квот на въезд в страну для мигрантов из восточноевропейских государств. Под санкции попали граждане восьми восточноевропейских стран, вошедших в состав Евросоюза в 2004 году, – Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Словакии, Словении, Чехии и Эстонии.

Шаги швейцарского правительства подтвердили правильность прогнозов отдельных экспертов, которые еще десять лет назад говорили, что слишком масштабное расширение Евросоюза на Восток может ему аукнуться. Понятно, что эта экспансия в 1990-е имела под собой веские основания. «Старая Европа» в лице Германии, Франции, Италии и ряда других стран хотела обезопасить себя от пертурбаций, которые могли произойти на постсоветском пространстве, – создать себе благополучное окружение в лице восточноевропейских стран. К тому же рынки этих стран на тот момент были очень привлекательны для западноевропейских компаний, значительно более развитых, чем местные.

Конечно, тогдашним еврооптимистам мешало жужжание отдельных экспертов, говоривших, что на Запад в скором будущем хлынут потоки трудовых мигрантов. Однако эта угроза воспринималась тогда лишь как маленький и неочевидный минус на фоне больших и вполне ощутимых бонусов. Однако по мере того, как экономика «Старой Европы» замедлялась, в ней начали возникать системные проблемы, которые к тому же усилились с началом экономического кризиса 

2009-го. Например, в одной из самых сильных стран Евросоюза – Германии – безработица еще в конце 1990-х составляла около 10 процентов, а с наступлением кризиса она еще подросла. 

В итоге социальные отчисления в таких государствах, как ФРГ, Франция, Италия или Швейцария, составляют все более существенную долю госрасходов. Растет дефицит бюджета, в котором и так зияют дыры, оставленные траншами, предоставленными «отстающим» странам на преодоление последствий кризиса. Поэтому правительства стран – локомотивов ЕС стараются снизить рост бюджетных расходов, сокращая возможный круг получателей пособия по безработице, значительную часть которых составляют мигранты из Восточной Европы.

Эта проблема усугубляется тем, что у Евросоюза не существует единой миграционной политики, и сегодня каждая отдельная страна решает, кому давать, а кому не давать гражданство ЕС. Революции «арабской весны» стимулировали новые потоки беженцев с севера Африки, которые всеми правдами и неправдами стараются попасть на территорию ЕС в поисках стабильности. Многие из них, видя бесперспективность получения вида на жительство или тем более гражданства в Западной Европе, едут в восточноевропейские страны и часто получают желанный статус. После чего, разумеется, переезжают с новыми документами обратно на Запад.

В «швейцарский список» неслучайно попали именно эти восемь стран Восточной Европы – именно они испытывают наибольшие проблемы на рынке труда, из них на Запад идет наибольший поток трудовых мигрантов. Насколько я знаю, в той же Латвии огромный процент трудоспособного населения предпочитает работать в Западной Европе – дома либо работы нет, либо платят за нее крайне мало. Тут сказывается еще и закрытие очень многих промышленных предприятий, причем немало из них было остановлено по приказу руководства ЕС.

Таким образом, Швейцария отреагировала на общий вызов – лидеры Евросоюза потихоньку вводят все более существенные ограничения для отстающих стран. Впрочем, уже в начале 2000-х было видно, что ЕС – это не компактный блок однородных государств, а объединение стран различной степени экономического развития, которым все труднее двигаться вперед вместе. Именно тогда возникла концепция «Европы двух скоростей»: одни страны быстро развиваются и двигаются вперед, другие подтягиваются за ними. Яркий пример для этого, кстати, – «зона евро»: в нее вошли только те страны, которые чувствовали в себе способность к быстрому развитию. Некоторые из них, кстати, вроде Эстонии, об этом уже пожалели. 

Сегодня вопрос о выводе из еврозоны «маложизнеспособных» стран вроде Греции – предмет активной общественной дискуссии, но политики предпочитают об этом всерьез не говорить. И это понятно – в то, что Грецию или те страны, которые попали в «швейцарский список», в обозримом будущем начнут мягко выводить за пределы ЕС, не верит никто – это слишком негативно скажется на общем имидже Евросоюза. Однако какие-то ограничения внутри самого ЕС для них вводиться, конечно же, будут. Не исключено, что лидеры Евросоюза вскоре придумают и специальные интеграционные образования, которые еще больше разграничат союз на «передовые» и «догоняющие» страны. 

Николай Власов, доцент факультета международных отношений СПбГУ, специалист по странам Евросоюза
Курс ЦБ
Курс Доллара США
91.78
0.234 (-0.25%)
Курс Евро
98.03
0.692 (-0.71%)
Погода
Сегодня,
30 апреля
вторник
+12
Слабый дождь
01 май
среда
+11
Облачно
02 май
четверг
+10
Облачно