Пустили пыль в глаза
Коммунальные службы северной столицы пока проигрывают в объявленной губернатором войне с пыльными бурями
Борьба с пыльными бурями в Петербурге в этом году с треском провалилась. Напомним, в конце марта Георгий Полтавченко потребовал, чтобы сразу после схода снега песок и пыль убрали. Но коммунальщики с поставленной задачей не справились. Не помогли и 229 современных вакуумных пылесосов, которые, к слову, мы наблюдали преимущественно в центре города. А на окраины они почти не заезжали. Поэтому если в исторической части Петербурга дышать еще можно, то в спальных районах лучше прикрывать рот и нос платком, иначе велик риск наглотаться песка.
Так, корреспондент «НВ» решил провести эксперимент и пройти по маршруту Ржевка – Веселый поселок (Красногвардейский и Невский районы). Всего за час с небольшим видел десятки пыльных вихрей. Идеально чистые джинсы и куртку после прогулки пришлось отправлять в стиральную машину, а на лице осел плотный слой пыли.
Такую же картину в последние дни регулярно наблюдают наши читатели в Приморском, Калининском, Выборгском, Фрунзенском районах. Пыльные бури стали настоящей проблемой городских окраин. Очевидно, что приказ губернатора ответственные за благоустройство чиновники выполнить не смогли. Хотя сами они уверяют, что очень старались.
– Мы убираем улицы каждый день, – пояснила официальный представитель комитета по благоустройству Елена Комарова. – Но за короткое время вычистить город невозможно. Это и губернатор признал, когда требовал обратить особое внимание на пыльные бури.
По словам Елены Комаровой, одних только усилий дорожных служб недостаточно, есть еще и субъективные факторы. Главными врагами уличной чистоты в первую очередь являются строители. Сегодня в спальных районах Петербурга активно возводятся сотни новостроек, а любая стройплощадка – это тонны грязи.
– У нас существует правило, по которому колеса всех выезжающих с территории стройки автомобилей должны в обязательном порядке промываться, – сообщил активист общественного движения «За чистый Петербург» Сергей Ромашкин. – На деле же это требование выполняют лишь несколько строительных компаний. Грузовики развозят пыль по улицам. Я лично видел, как с территории жилого комплекса «Ладожский парк» в течение получаса выехали 4 грузовика и 3 бетономешалки – и ни один автомобиль не прошел колесную обработку.
Вторая причина пыльных бурь – массовая парковка на газонах. Автомобилисты нарушают естественный травяной ковер, удерживающий пыль и землю, после чего ветер разносит их по окрестностям.
– Это обвинение не является беспочвенным – люди часто паркуют свои машины на газонах, – считает заместитель руководителя городского общества автомобилистов «4 колеса» Семен Авдеенко. – Это бесспорное нарушение.
Еще один серьезный фактор – машины, припаркованные по правилам, но мешающие проезду уборочной техники. Такая проблема характерна, как правило, для небольших улиц, расположенных вдалеке от главных районных магистралей. Автомобили здесь могут стоять на обочинах месяцами без движения, а слой скопившегося под ними песка достигает 3–4 сантиметров, после чего ветер разбрасывает его по тротуарам и проезжей части. Логичным выходом из этой ситуации выглядит опыт прибалтийских стран, где парковка разрешена только в определенное время на каждой стороне улицы. Поэтому и уборочная техника здесь работает как часы. Но в Петербурге, как выясняется, запретить ставить машины на обочины пока невозможно.
– Даже зимой, когда официально действует график парковки по четным и нечетным дням, горожане его очень часто не соблюдают, – рассказала Елена Комарова. – В этом сезоне мы провели эксперимент – на Васильевском острове действовала схема, когда на конкретных улицах можно было припарковаться по конкретным числам. Она себя неплохо показала, но распространить такой график на весь город, тем более летом, нереально.
Сейчас чиновники подводят итоги завершившегося два дня назад месячника по благоустройству. Нет сомнения, что их признают положительными и о пыльных бурях в отчетах не окажется ни слова. Похоже, смыть пыль и грязь с наших улиц способен только хороший ливень.
Никита Рубцов. Фото Александра Гальперина