Мнения и комментарии

По рецептам чужих и былых успехов…

04 май 06:29

Почему новые российские телесериалы так напоминают то, что мы уже видели.

Апрельские премьеры двух главных телеканалов – Первого и «России 1» – должны были вернуть зрителей к экранам телевизоров благодаря проверенному и старому, как само телевидение, жанру сериала. Тем более что в основе каждой сериальной премьеры лежали лихо закрученные сюжеты, хотя и разной продолжительности. Но при ближайшем рассмотрении оба сериала оказались похожими на то, что где-то когда-то каждый из нас уже видел. То ли на телемониторах в видеосалонах, то ли на экранах телевизоров. Притом что обе сериальные премьеры оказались фильмами разной судьбы.

«Россия 1» решила не ослаблять эфирную хватку, благодаря которой, как казалось программным продюсерам канала, удалось привлечь часть аудитории, начавшей поглядывать в сторону конкурентов после громкого провала «Белой гвардии». Сериал «МУР» имел все исходные данные для того, чтобы стать событием завершающегося телесезона. Правда, рекламные ошибки были повторены ровно так же, как и в случае с телеверсией романа Михаила Булгакова. «МУР» громко и настойчиво рекламировали год назад, а показали только сейчас. Ставка на громкие и примелькавшиеся актерские лица «не сыграла», как и в случае с «Белой гвардией». Ничему не научил и ее пример с просчетом по части продолжительности сериала. Конечно, велик соблазн усадить публику на двадцать вечеров подряд. Но, во-первых, «МУР» показывали по две-три серии за один вечер. А во-вторых, сюжетная структура оказалась такой разветвленной и усложненной, что ощущение затянутости возникало постоянно. Вспомним, что та же «Ликвидация» Сергея Урсуляка длилась всего только 14 серий, я уж не говорю про «Место встречи изменить нельзя» (5 серий).

Режиссер Эльёр Ишмухамедов когда-то снимал замечательные фильмы. Например, я до сих пор помню его драму «Влюбленные». Но для того чтобы снимать долгоиграющее телекино, надобны иные навыки, а не только желание слить вместе сюжеты сразу нескольких романов Эдуарда Хруцкого. Тем более что один из них – «Приступить к ликвидации» – более четверти века назад уже стал вполне приличным остросюжетным фильмом. Концы у создателей «МУРа» не сходятся с концами.

Про достоверность и вовсе писать не хочется. Особенно про те эпизоды, в которых Тамара Акулова, изображая капитана милиции, гоняется за всеми преступниками подряд, размахивая табельным оружием. Можно было проконсультироваться хотя бы у современных оперативников об особенностях розыскной работы, не говоря уже об историках. Но и в этом не было бы большой беды, если бы в сериале были яркие характеры и добротные актерские работы. Увы! Остается только развести руками и спросить напрямую режиссера о том, зачем среднему артисту Ивану Стебунову постоянно «тащить» за собою из сериала в сериал собственную супругу Марину Александрову? И почему за главную лирическую героиню сериалов у нас почитают Елизавету Сергеевну со звучной фамилией Боярская?

И в крахе любовных линий сериала тоже не было бы большой беды, если бы Михаил Ефремов сыграл главную роль так, как когда-то играл его отец Олег Николаевич. Не получилось. Призрак ярких комических ролей наследника великой актерской фамилии преследовал меня на всем протяжении сериала. Михаилу Олеговичу очень-очень хотелось быть на экране убедительным и обаятельным, но, видимо, кроха-сын в свое время не успел усвоить папины уроки относительно подтекста и второго плана любой роли. Да и призрак проекта «Поэт и гражданин» никак не отпускал Ефремова-младшего. В результате получилась роль-кентавр – не то Жеглов-Высоцкий, не то Гоцман-Машков. А по сути, характер Ивана Данилова растворился среди прочих. Про красавца Домогарова в роли главного бандита, думаю, вы уже догадались. Никого иного, кроме Фокса-Белявского, он не напоминал. Вот и получился у нас сериал «МУР», похожий на все лучшие отечественные милицейские ретро-сериалы сразу, а потому и утративший свою возможную оригинальность. 

В отличие от «МУРа» творцы мини-сериала «Кремень» (всего-то четыре серии), показанного на Первом канале, сразу откровенно заявили, что сотворили российскую телеверсию фильма американского режиссера Теда Кочеффа «Первая кровь», более известного советскому народу по фамилии главного героя – Рембо. Нынче исполняется ровно 30 лет этой замечательной картине, в которой Сильвестр Сталлоне пытался изо всех сил не только играть мускулами, но и душой. Плакал он в заключительной сцене картины очень убедительно.

В отличие от голливудской звезды Владимир Епифанцев, сыгравший русскую реинкарнацию неутомимого Сильвестра, никогда не плачет в кадре. Даже в финале сериала «Кремень». У него нет поводов для слез. Его герой остается жив. Рядом с Епифанцевым весь фильм прострадала на экране как несостоявшаяся жертва двух изнасилований его любимая жена Анастасия Веденская (привет Стебунову!). Что было совсем нетрудно организовать, учитывая, что неплохой актер Епифанцев выступал как сорежиссер фильма. Вторым участником постановочного процесса оказался некто Александр Аншютц. Вдвоем им удалось растянуть удовольствие от зрелища «русского Рембо» таким образом, что иные эпизоды смотрятся очень эффектно. Особенно те, где «шаман» (главный герой) и в огне не горит, и в воде не тонет, а заодно лихо расправляется с бандой уголовников, забежавшей на лесную заимку. Как не вспомнить «В зоне особого внимания» и «Холодное лето 53-го года»! 

Есть в сериале «Кремень» и личный привет Рашиду Нургалиеву в образе местного полицейского майора (Павел Климов), этакого вершителя судеб жителей и хозяина тайги. Характер, стоит признать, получился вполне впечатляющий и заставляющий вспомнить аналогичных «оборотней в погонах», которые в последнее время так широко расплодились в милицейских сериалах. Впрочем, если бы молодые режиссеры-дебютанты иногда смотрели новое русское кино, то они бы наверняка знали, что несколько лет назад уже был снят фильм с идентичным названием «Кремень», который как раз и являл публике психологию тех, кто поступает на службу в органы МВД, дабы иметь какую-нибудь власть над людьми. Или хотя бы ее видимость.

К сожалению, русская интерпретация истории про Рембо немного разошлась по смыслу и с американским первоисточником, и с российской действительностью. Вряд ли бы глава местной полиции стал бы так лезть на рожон, чтобы покарать неугодного ему незнакомца. Таким майорам есть что терять в этой жизни, а потому иногда они и смиряют собственные амбиции, чтобы сохранить ту видимость власти, которая корежит их психику. Но это уже тема для совсем другого разговора.

А пока только заметим, что наши мастера сериального телекино слишком доверяют рецептам былых чужих успехов, не пытаясь сотворить что-то свое и оригинальное. Они снимают. Мы смотрим. Так и делаем общее дело.

Сергей Ильченко, искусствовед
Курс ЦБ
Курс Доллара США
66.43
0.179 (0.27%)
Курс Евро
75.39
0.003 (-0%)
Погода
Сегодня,
15 декабря
суббота
-6
Облачно
16 декабря
воскресенье
-6
17 декабря
понедельник
-17