«Чеховскую гремучую смесь» американцы приняли на ура
Завершились американские гастроли Малого драматического театра – Театра Европы. Это был шестой приезд театра Льва Додина в Нью-Йорк и третьи гастроли в Бруклинской академии музыки, которая в этом году отмечает 150-летие. (На ее сцене Марк Твен читал свои рассказы, танцевала Айседора Дункан…) Приглашение принять участие в юбилейной программе получили только лучшие из лучших творческих коллективов из разных стран. В их числе и Малый драматический. В 2010-м на этой сцене с огромным успехом был показан «Дядя Ваня».
Художественный руководитель Бруклинской академии музыки Джо Мелило увидел додинских «Трех сестер» в Милане и предложил Льву Абрамовичу не только привезти их в Нью-Йорк, но и сыграть десять раз кряду. В виде исключения. В традиции академии число гастрольных спектаклей ограничивается числом пять.
«Чеховская гремучая смесь американцам очень близка», – сказал Лев Додин в своем интервью «Голосу Америки». «Три сестры» – это пятое его обращение к Чехову. До «Сестер» были «Вишневый сад», «Пьеса без названия», «Чайка», «Дядя Ваня». Додин также констатировал: «Это самый большой срок (10 дней), когда один и тот же русский спектакль идет на площадке Нью-Йорка».
На все десять спектаклей билеты были распроданы задолго до начала гастролей. Кстати, о международных гастролях МДТ. С тех пор как его возглавил Лев Додин, а произошло это в 1982-м, театр побывал на всех континентах. Кроме Африки. И в отличие от многих наших гастролеров на спектакли Малого драматического приходит не только и не столько «бывший наш народ». Оказывается, и в далекой Бразилии зрителей волнуют те же проблемы, что и нас.
На спектакли Малого драматического широко откликнулась американская пресса. Так, нью-йоркское интернет-издание Runy web подчеркивало: «Приезд Малого драматического тетра в Нью-Йорк – всегда событие. На этот раз театр привез «Три сестры» Чехова, и это событие вдвойне». А нью-йоркский выпуск журнала Time Out отметил, что «у Малого драматического театра под руководством Льва Додина просто нет соперников в постановках Чехова». И что «во время многочисленных международных гастролей спектакли Додина выполняют поистине святую миссию – разоблачают штампы представления о Чехове как о намеренно мрачном и скучном драматурге». И что «Три сестры» – это «абсолютное потрясение». Примечательна и многозначительна фраза, которая может показаться неверным переводом: «Труппа Малого драматического вернулась к нам…»
из первых уст
Лев Додин, художественный руководитель Академического малого драматического театра – Театра Европы:
– Сыграть десять спектаклей подряд чрезвычайно трудно. Правда, у нас уже был даже более серьезный опыт – мы в Сан-Диего сыграли 33 спектакля «Братья и сестры».
Все лучшие режиссеры ХХ века прошли через Бруклинскую академию музыки. Я с особой нежностью отношусь к Бруклинской академии еще и потому, что четверть века назад видел там премьеру «Вишневого сада» Питера Брука. Этот спектакль – одно из самых сильных театральных впечатлений моей жизни. Для меня играть свои спектакли на этой прославленной сцене всегда чрезвычайно волнующе и ответственно.
Американский зритель – замечательный, отличающийся от нас, может быть, отсутствием традиционного почтения к классику и к классическому тексту. Мы все-таки волей-неволей внимаем Чехову, понимая, что любой его текст исторически значимый. Для американцев рецензия в газете – перст Божий. У нас прочитают отрицательную рецензию и побегут на спектакль, а они, прочитав отрицательную рецензию, не пойдут. Не будут платить деньги за то, что ругают.
На наших «Трех сестрах» в зале было большое количество интеллигентных людей. Даже наши старые американские друзья удивлялись: «Такое количество интеллигентных лиц мы не ожидали в Нью-Йорке увидеть!»
Декорации «Трех сестер» сразу поплыли в Омск. Когда я говорил американцам, что следующий спектакль играем в Сибири, у них от ужаса расширялись глаза: не сослали ли нас в Сибирь за то, что мы ездили в Америку?..
Владимир Желтов