Раньше город был скучный, а теперь сплошной китч!»
В Балтийском медиа-центре состоялась прогулка по кунсткамере городских глупостей
Великий комбинатор Остап Бендер (актер Алексей Чуев) искренне изумлен нынешним обликом города на Неве: не увидишь помпезных колонн, фасадов, да и небесная линия куда-то подевалась
– Любезнейший, какой это город? Это Петербург? Ленинград? Не похож! Это даже не уездный город N! Где фасады, где колонны, где небесная линия? Раньше город был скучный, серый, а теперь яркий, как Лас-Вегас. Сплошной китч!
Так началось мероприятие под названием «Новая кунсткамера: городские глупости и обыкновенный вандализм», которое устроили совместными усилиями Балтийская медиа-группа и петербургский еженедельник «Смена». А помогли им в этом актеры Театра поколений Алексей Чуев, Денис Томилов, Мария Срогович, Николай Фесенко.
– Идея обозначить проблему стремительного изменения города, его превращения в «облепиху» – место, где размещается бесконечная реклама, – пришла не сама по себе, ее подсказала сама жизнь и наши читатели, которые присылают нам фотографии, пишут письма и бесконечно звонят, – сказал заместитель главного редактора «Смены» Валерий Дробот. – Уверен, что средства массовой информации, объединив усилия, при поддержке читателей, общественных организаций, депутатов, политиков смогут добиться того, чтобы наш город не ассоциировался с чем-то рыночным, продажным, вульгарным, искореженным. Чтобы запоминался гостям, туристам красивыми чистыми улицами, а не уличным спамом и билбордами с пошлейшей рекламой пылесоса, на которой красотка предлагает «сосать за копейки». Мы очень хотим, чтобы Петербург действительно соответствовал и содержанием, и формой званию культурной столицы.
Основатель и преподаватель «Школы протокола и этикета» Иван Арцишевский считает, что, если не воспринимать безропотно эту вакханалию с пошлыми, незаконно расклеенными по городу объявлениями, а пытаться как-то противостоять ситуации хотя бы на уровне общественного мнения, тогда можно надеяться на какие-то подвижки, изменения в лучшую сторону.
– Я спросил девушек, которые лепили объявления на исторические стены, не жалко ли им город, а те ответили: «Нет, не жалко – все же клеят», – рассказал публике Иван Арцишевский. – Это позиция населения. А я призываю всех ощущать себя народом, а не населением.
Поддержала призыв Ивана Сергеевича руководитель общественного движения «Санкт-Петербург – духовная столица» Елена Бабич.
– Если не работают законы и идут сплошные нарушения, остается включать только наше общественное сознание, наши нравственные ориентиры, – говорит Елена. – Давайте не проходить мимо всяческого рода безобразий, незаконных акций, будем воспитывать в себе и других неравнодушие к своему городу, к той среде, в которой мы живем, самоуважение.
Мнение заместителя председателя комитета по печати правительства Санкт-Петербурга Алексея Буцайло свелось к тому, что власти, конечно, регулярно обращают внимание на всяческие нарушения в расклейке объявлений, что выработана концепция наружной рекламы. Но победить ситуацию можно только одним способом: дождаться времени, когда люди поймут: донести информацию выгоднее и удобнее не полиграфическим способом, а другим – через интернет, мобильную связь.
Выступавшие в тот день сошлись на том, что законы, которые предусматривают наказание за неправильное использование рекламы, практически не работают, а штрафы, назначаемые в случае каких-то нарушений, слишком малы. Нередко бизнесмены заранее закладывают в статьи расходов предполагаемые штрафы: их заплатить дешевле, чем тратиться на рекламу в разрешенных местах.
Житель Шлиссельбурга Сергей Злотников не уверен, что общественными усилиями можно чего-то добиться, а вот главный редактор «Вечернего Петербурга» Константин Миков считает, что от позиции общества многое зависит. Он привел пример, когда благодаря кампаниям в СМИ лет шесть назад удалось добиться запрета вешать на Невском проспекте уродующие его рекламные растяжки.
В завершение китч-вернисажа артисты Театра поколений показали отрывок из спектакля «Питер-Burg», в котором ангел на шпиле Петропавловского собора, пережив многие бедствия XX века, не выдержал и ушел, оставив после себя поверженный крест, триколор и врученную ему банку из-под кока-колы. Символический крест в деле возрождения культурного облика города без раздумий подхватила Елена Бабич. К ней готовы были присоединиться многие.
Основатель «Школы этикета» Иван Арцишевский призывает всех пожалеть наш город и почувствовать себя не населением, а народом
Елена Добрякова. Фото Александра Гальперина