Культура

«Как бы» – это кукольный театр

25 май

Журналисты из Петербурга по приезде сразу попали на уличное представление на главной площади города. Это было очень камерное представление, которое давали два актера, и смотреть действие одновременно могли только два зрителя. Девушка, к голове которой была привязана кора дерева, предложила нам заглянуть в шалаш из зеленых ватных накидок. Пять минут, а сколько эмоций! Лесное существо, завернутое в кокон, дышало, тихо стонало, пытаясь очнуться ото сна… Или родиться? Звучала музыка, двигался в причудливом танце журавлик, в которого преобразились два пшеничных колоска. В подвешенное сверху увеличительное стекло мы разглядели бабочку, новую обитательницу леса…

Фестиваль существует с 1999 года, он возник почти стихийно – в год, когда государственному кукольному театру из Тампере «Мукамас» исполнилось 20 лет. По этому поводу собрались друзья из разных стран, привезли в подарок отрывки и целые спектакли. Художественный руководитель и главный режиссер «Мукамаса» Манси Штюц предложила собираться кукольникам в Тампере каждый год. Так и было. Но фестиваль, несмотря на поддержку государства и города, оказался делом очень затратным и хлопотным – и со временем его стали проводить раз в два года. Вообще, кукольное театральное искусство Финляндии не в пример другой европейской стране, Чехии, очень молодое, первые театры стали возникать лишь в начале 70-х годов ХХ века, и в Турку существует единственное в Финляндии профессиональное училище, где готовят актеров-кукольников. Интерес к кукольным спектаклям растет, что ярко демонстрирует и фестиваль в Тампере. В этом году направленность его – на взрослого зрителя. Постановщики из разных стран – Финляндии, Чехии, Франции, Германии, России, Голландии – доказывают, что языком кукольных представлений можно говорить об очень серьезных философских, нравственных, духовных вещах.

Деревянное уютное здание театра «Мукамас» стоит на отшибе города. Раньше здесь была пожарная часть, располагался клуб для танцев. Потом пожарные переехали, и в старом здании разместилась небольшая труппа — восемь актеров под руководством режиссера Манси Штюц, художник, костюмеры... Театр облагородил место – теперь это любимое место горожан. 

Фестивальный спектакль «Мукамаса» The Sillyvillers стал в прошлом году обладателем Гран-при Международного кукольного фестиваля в Омске. Мы же посмотрели на этой площадке «Медведя» по Чехову, поставленного пензенским режиссером Владимиром Бирюковым в Костромском кукольном театре. В 2011 году спектакль получил «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль театра кукол». Куклы говорят голосами Сергея Гармаша и Оксаны Мысиной и даже внешне похожи на звездных актеров. Чеховские персонажи предстают не в водевильном, а скорее в трагическом ключе. Зрители хвалили филигранность сценографии и отточенность движений миниатюрных кукол-марионеток. 

Театр «Мукамас» дружит много лет с костромскими кукольниками. Те – постоянные участники здешнего фестиваля. А вот Петербург, несмотря на территориальную близость, не завязал пока тесных творческих связей с Тампере, что, конечно, удивительно. Да и в Питере уже не раз проходил фестиваль «Кукарт», собирающий широкий круг зарубежных коллективов, но «Мукамас» не стал его участником. И лишь единственный раз питерцы были приглашены на фестиваль в Тампере со спектаклем «Невский проспект» театра «Потудань». 

Наиболее значительным событием нынешнего «Мукамаса» стал спектакль голландской компании DudaPavia «Проклятие» (Malediction). За полтора часа действия два актера представили целый мир образов – пластично двигались пластические хирурги, колдовавшие над телом зеленой дамы, очень похожей на Бабу-ягу. Дама преображалась то в собаку, то в лягушку, то в танцующую девочку в красных туфельках, то множилась на несколько зеленых существ. А идею зритель мог вынести каждый свою, например, такую: проклятие и благословение идут рядом, и никогда не узнать ничьих истинных устремлений, порой даже и своих. 

Весь город был охвачен фестивальным настроением. Даже на утренние спектакли, рассчитанные на детей, шел взрослый зритель – так было с чешским представлением «Летающие дети» или с финским «Музыка из чемодана». В спектаклях, это стоит отметить, отсутствовала назидательность, дидактика. И как сказала Манси Штюц, главной задачей любого кукольного представления является перетягивание зрителя, особенно юного, из мира виртуальных развлечений в реальный, объемный, живой мир. 

Надо заметить, что в финском театре существует примерно та же проблема, что и в российском: современные драматурги не слишком озадачены созданием пьес для детского зрителя. Несколько лет назад театр «Мукамас» объявил конкурс пьес, которые должны были написать сами дети. Конкурс выиграла 15-летняя девочка. Призом была постановка ее пьесы. 

Фестиваль в Тампере убедил, что кукольным театром занимаются люди, которые не могут без этого жить, влюбленные в свою профессию, азартные и в общем – это вечные дети. 

Елена Добрякова, Тампере – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
25 ноября
понедельник
0
26 ноября
вторник
+2
27 ноября
среда
+5
Слабый дождь