Против лома нет приема?
В петербургские пункты приема металлолома можно сдать даже чугунные ограды и урны
Что касается приема металла от юридических лиц, то ломом признается лишь имущество, снятое «ввиду морального и физического износа» с баланса предприятия и подвергнутое утилизации (то есть превращению в лом) «в установленном порядке». Иными словами, три вагона медной проволоки отправиться в утиль без особого постановления руководства юридического лица не могут.
– Большие партии лома обычно очень пристально проверяются перед приемкой, – рассказал корреспонденту «НВ» директор одного из пунктов по сбору металлолома. – У клиента с собой обязательно должны быть документы, подтверждающие, что товар списан, что он сдается на законных основаниях. Бумаги обязательно копируются, и мы выписываем накладную, указывая, сколько металла приняли и кто его сдал.
С физическими лицами все иначе. Гражданин не обязан доказывать, что принесенная им сумка, доверху набитая, к примеру, бронзовыми болванками, найдена в дедушкином гараже, а не украдена с оборонного предприятия. Паспорт у клиентов приемщики не спрашивают, считая операцию «взаимовыгодным сотрудничеством».
– Подозрительный лом у клиента никто не примет, – заверил приемщик Валерий. – Мне, случалось, приносили куски отбитой с мемориальной доски бронзы и меди. Принимать такой товар – себе дороже. Ведь если при проверке в пункте приема обнаружат эти детали, к работникам пункта могут применить статью «вандализм». Из-за килограмма лома идти в тюрьму? Нет уж, увольте! А проверяют нас довольно часто.
Правда, приемщик признался, что на его памяти (а в пункте приема металлолома Валерий работает уже более семи лет) во время проверок ни чиновники, ни полицейские ни разу не заглядывали в глубь контейнеров с готовым к отправке ломом. Так что при желании в нем можно спрятать все что душе угодно…
Как сообщили корреспонденту «НВ» в комитете экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), сегодня в Петербурге официально действуют 262 пункта приема черного и цветного лома. До ноября прошлого года КЭРППиТ выдавал лицензии на этот вид деятельности на основании и постановления правительства Российской Федерации от 14.12.2006 № 766 «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов». Это постановление до сих пор не отменено. Но при этом вступил в силу закон о «О лицензировании отдельных видов деятельности». И началась неразбериха. Хранение лома цветных и черных металлов выделили в «отдельно значимое действие», а их заготовка, реализация и переработка стали подвидами другого вида деятельности. Не вдаваясь в юридические тонкости, отметим лишь, что в итоге два закона вступили в противоречие друг с другом. Какие именно требования должны быть прописаны в лицензии – теперь непонятно. Поэтому петербургские чиновники решил взять паузу и вовсе перестали выдавать разрешающие прием и перепродажу лома документы. Но уже действующим приемным пунктам разрешили работать до особого распоряжения по старинке.
Впрочем, и отсутствие лицензии вовсе не пугает дельцов, пытающихся заработать на металле. По закону, нарушение лицензионного законодательства влечет за собой только административную ответственность. Вот и появляются нелегальные пункты приема металлолома как грибы после дождя.
В качестве эксперимента корреспондент «НВ» обзвонил несколько крупных компаний, занимающихся заготовкой металлического лома, и предложил им купить два грузовика чугуна и контейнер с медно-никелевым сплавом. Диспетчеры, только услышав об отсутствии документов на товар, сразу же прерывали разговор. (В одном месте, правда, посоветовали реализовывать его по частям, мелкими партиями.) Зато в маленьких точках вопросов о происхождении металла задавать не стали, предложив скупить все «на корню».
– Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, нам удалось закрыть около сотни подобных точек, – рассказал источник в отделе по борьбе с экономическими преступлениями Управления МВД по Петербургу и Ленобласти. – Но каждый квартал в городе появляется 20–30 новых пунктов. Как правило, они располагаются в промзонах, на окраинах, рядом с гаражными кооперативами и промышленными предприятиями. Максимальное наказание для их владельцев – штраф до 400 тысяч рублей. Для сравнения – стоимость тонны меди на зарубежном рынке, куда ее продают сборщики, составляет около 7,2 тысячи долларов. То есть два-три контейнера цветного металла, ушедшего за границу, позволяют не только покрыть все штрафные убытки, но и очень хорошо заработать.
По словам оперативника, именно на долю черного рынка приходится подавляющее большинство ворованного металла. Сюда входят и выкопанные кабели, и решетки с газонов, и элементы лифтового оборудования. А бороться с «несунами», по мнению эксперта, можно только одним способом – надо установить правило, по которому каждый гражданин, сдающий металл, обязан предъявить свои документы, а приемщик – занести данные о нем в общегородскую базу.
– А за несоблюдение этих правил работники пункта должны нести уголовную ответственность, – считает источник «НВ». – Экономические санкции их не пугают.
…Тех, кто украл урны с Московского проспекта, как рассказала официальный представитель комитета по благоустройству Елена Комарова, до сих пор ищут. Чиновники и полицейские не теряют надежды вернуть мусорные контейнеры и установить их на место. Но сбыться этим надеждам, похоже, не суждено. Можно почти наверняка сказать, что чугунные части урн давным-давно сданы в один из приемных пунктов и сейчас едут в товарном вагоне по железной дороге в сторону границы. Ведь не секрет, что металлический лом российские предприниматели стараются продать за рубеж, причем по ценам, значительно превышающим те копейки, по которым они принимают металл у населения.
После диверсии (а иначе и не назовешь) на Московском проспекте городской бюджет пострадал минимум на 366 тысяч рублей (каждая урна обошлась городу в 6 тысяч). При этом максимальная цена, которую похитители могли получить за контейнеры в пункте приема, – 30 тысяч. В ближайшее время, как рассказала Елена Комарова, чиновники комитета примут решение – стоит ли изготавливать для Московского проспекта новые красивые контейнеры или стоит установить на тротуарах старые страшные бетонные урны. Они и стоят дешевле, и у воров интереса не вызывают…
их нравы
В Европе – те же проблемы
Проблема повальной кражи металла и последующей его продажи в приемные пункты характерна не только для России, но и для многих европейских стран. Чтобы поставить заслон расхитителям, правительства развитых государств в последние годы предприняли ряд мер.
В Германии, например, каждый гражданин, сдающий лом цветного или черного металла в приемный пункт, должен заполнить специальный формуляр. Продавец вносит в него свои личные данные (номер удостоверения личности, адрес, телефон), а также подписывает заявление о том, что его товар получен законным способом.
Ввести обязательное анкетирование продавцов немецкие власти заставило участившееся количество краж металла. Так, например, на одном из берлинских автобанов за одну ночь в прошлом году преступники украли около двух километров металлоконструкций с разделительной полосы. Из-за кражи 800 метров электрокабеля в 2010 году пришлось на долгое время прервать движение поездов между Берлином и Гамбургом. Вообще же за два предыдущих года более 12 тысяч поездов было отменено или задержано из-за украденного кабеля на железной дороге. По словам директора одного из германских складов металлолома Йоргена Штайнера, участились и нападения на хранилища, так что теперь территорию вверенного ему объекта приходится охранять, как ювелирный магазин.
Власти Франции пошли еще дальше. С прошлого года населению разрешено сдавать лом металлов только на сумму, не превышающую 500 евро (прежде она была в шесть раз больше).
Но все эти ухищрения не слишком сильно мешают ворам. Дело в том, что преступники реализовывают украденный металл не в ведущих странах Евросоюза, а в Словакии, Польше или Италии, где сегодня действуют тысячи подпольных приемных пунктов.
в союзе
В СССР платили немного
В Советском Союзе контролировать оборот металлического лома вменялось в обязанности «Союзвторчермету», входившему тогда в состав Министерства металлургии. У этого ведомства была разветвленная сеть отделений по всей стране. Причем собирали в основном именно черный металлолом, чтобы в будущем переплавить его и использовать как сырье для литейных предприятий.
Заготовка производилась просто: на маленькие приемные пункты советские граждане привозили сломанные чайники, кастрюли, ржавые металлические листы и прочий хлам. По определенным дням грузовики везли это все на железнодорожную станцию, где уже стояли товарные вагоны, приписанные к определенным заводам. Их быстро загружали и везли на предприятие, где металл переплавлялся.
Сбором металлолома занимались в основном добровольцы. Пионерские отряды соревновались друг с другом за право считаться группой молодых людей, давшей стране больше всех металлолома в городе или даже стране за месяц или квартал. В качестве награды пионеры получали вымпелы передовиков, благодарности от руководства райкомов и путевки в лучшие пионерские лагеря страны (которые в то время котировались чуть ли не больше, чем сегодня пятизвездочные отели на тропических островах).
Конечно, за добровольную сдачу металла государство платило гражданам определенные деньги. Но это были настолько маленькие суммы, что многие просто выбрасывали металл на помойки, чтобы не тащить тяжести до приемных пунктов, где его, кстати, подбирали все те же пионеры.
Владимир Афанасьев. Фото Интерпресс