«Петербург прекрасен! Это банально, но это факт»
Корреспонденты «НВ» на несколько часов стали экскурсоводами для съемочной группы британского военного историка Десмонда Кокса
В канун Дня города в Петербург приехал знаменитый британский кинодокументалист, автор множества фильмов о Северных конвоях времен Второй мировой войны Десмонд Кокс. В России его творчество не очень известно, но за рубежом фильмы Кокса нередко показывают на самых популярных научно-исторических каналах. В наш город Десмонд приехал вместе с группой ветеранов, принимавших участие в транспортировке необходимых Советскому Союзу грузов во время войны по северным морям. В задачу его группы входит отснять материал для нового фильма. Он будет посвящен блокаде Ленинграда и тому вкладу, который интернациональные экипажи кораблей Северных конвоев внесли в его освобождение.
–Хочу, чтобы люди увидели, каким Петербург стал красивым, как он восстал из руин, оставленных блокадой, – говорит мистер Кокс. – Ветеранов осталось так мало, к сожалению. Они должны увидеть, что не зря подвергали свои жизни опасности и вместе с советскими солдатами и офицерами сделали великое дело.
В Петербурге кинодокументалиста в основном интересовали военные памятники. Его группа, вооружившись многочисленной видеоаппаратурой, побывала на всех мемориалах, посвященных блокаде. Материалов, как признался Десмонд, хватит не на один, а на два или три фильма. А под конец визита гость попросил корреспондента «НВ» немного помочь ему и провести небольшую экскурсию по станциям петербургской подземки.
– Я однажды был в Ленинграде и помню, что меня поразило ваше метро, – признался режиссер. – Хотелось бы его еще раз увидеть, а заодно и услышать какие-нибудь интересные истории о станциях.
Желание гостя – закон. Сразу же после традиционного посещения Эрмитажа корреспонденты «НВ» вместе со съемочной группой Десмонда отправляются на «Адмиралтейскую». Во-первых, она ближе всех к музею, а во-вторых, совсем рядом с ней находятся напоминания о войне: оставленная с военных времен надпись «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» и здание на Малой Морской улице, в которое в один из блокадных налетов вражеской авиации попала бомба, о чем напоминает снесенный при восстановлении дома угол. Мистеру Коксу, как знатоку военной истории, это должно быть интересно.
– Так вы, значит, работаете в известной петербургской газете? – интересуется кинодокументалист. – Интересная у вас, ребята, профессия. Не снимал бы я почти всю свою жизнь документальное кино, тоже бы стал журналистом.
– На самом деле – мы агенты ФСБ, это бывшее КГБ, – решаем проверить, как у гостя с чувством юмора. – Будем следить, чтобы вы не наснимали на стратегическом объекте чего-нибудь неположенного.
– Ой! – Десмонд в картинном испуге вскидывает руки вверх и хохочет. – Только не арестовывайте меня, я хороший.
После этого режиссер заговорщицки подмигивает и «делится секретом»:
– Мы не просто съемочная группа, а сотрудники британских спецслужб, – Десмонд стучит себя по лацкану, где приколот значок ветеранской морской организации, указательным пальцем. – Видите, у моего друга Дэвида (он в этот момент увлеченно читает информацию на стенде в наземном вестибюле «Адмиралтейской») такой же? Он – агент 006, а я – 007.
На платформе станции гостям уже не до шуток. Вооружившись фото- и киноаппаратурой, они снимают интерьеры.
– Станция называется «Адмиралтейской», потому что она расположена близко к зданию Адмиралтейства, морского ведомства, которое построили в городе одним из первых, – пришло время переквалифицироваться в экскурсовода. Зарубежные гости слушают рассказ с раскрытыми ртами. – На колоннах вестибюля разместили барельефы знаменитых русских адмиралов. Они жили задолго до начала Второй мировой войны, но это славная страница нашей военно-морской истории.
Участники съемочной группы понемногу отошли от первого потрясения и принялись щелкать затворами фотоаппаратов и нажимать на кнопки камер. Особенно им понравилось большое панно в торцевой стене «Адмиралтейской» и изображения «розы ветров», встречающиеся на полу, потолке и стенах. На «Звенигородской» гости тоже впечатлились мозаикой, на которой Петр I ведет в бой русских солдат.
– А у вас на каждой станции такие воинственные картины? – интересуется мистер Кокс.
Чтобы доказать обратное, переходим на «Пушкинскую». Одна из самых красивых станций петербургской подземки вызывает у иностранцев настоящий восторг.
– Эта станция названа в честь Александра Сергеевича Пушкина. Вы знаете, кто это такой?
– Ну, конечно, я знаю Пушкина! – в голосе Десмонда слышится некоторая обида. – Это великий русский поэт, мировое достояние. Он написал поэмы «Евгений Онегин», «Руслан и Людмила» и еще множество произведений. Дэвид, кстати, тоже любит Пушкина.
– Да-да, мне нравится Пушкин, – вступает в разговор Дэвид. – Я его много читал, жаль, что не в подлиннике. Русский язык все же очень сложный. А еще мне нравится Достоевский.
– Станция «Достоевская» у нас тоже есть.
– И памятник ему там тоже установлен?
– Нет. Зато полностью ощущается мрачноватая атмосфера Петербурга, каким город предстает в его произведениях.
– Жаль, времени нет, обязательно бы посетили и эту станцию, – качают головой гости.
Напоследок интересуемся, каким Петербург увидел Десмонд Кокс и каким в его новом фильме город предстанет перед зарубежными зрителями.
– Петербург – один из красивейших городов мира, пусть банально, но это факт, – серьезно говорит мистер Кокс. – Я рад, что город развивается и хорошеет. Обо всех местах, где мы побывали, у меня лишь восторженные впечатления. Вот, например, метро. В парижской или лондонской подземке вы просто едете из точки «А» в точку «Б» и думаете лишь о том, чтобы побыстрее прибыть в нужное место. Не смотрите по сторонам, не обращаете внимания на окружающий пейзаж. А в петербургском метро хочется выходить на станциях и рассматривать интерьеры. Это подземный дворец! Я рад, что вы меня сюда сводили. В новом фильме обязательно уделю ему место.
На прощание режиссер оценил и наши старания в качестве экскурсоводов.
– Предлагаю вам посмотреть новый фильм до конца и дождаться титров, – хитро подмигнул мистер Кокс. – Там обязательно найдется строка для двух отличных парней «из КГБ».
Владимир Афанасьев