А подмога не пришла
Почему тонущая буровая платформа «Кольская» не дождалась ни дополнительного буксира, ни прилета вертолета со спасателями
Не затихают скандалы вокруг буровой платформы «Кольская», затонувшей в декабре прошлого года в Охотском море, унеся жизни 53 человек. То найдут тайный дневник погибшего в той катастрофе специалиста по страхованию, то дочь старшего буксировки Михаила Терсина снимет разоблачительный документальный фильм. А тут и официальный отчет Ространснадзора с именами виновников аварии подоспел. Большую часть этого списка занимают руководители «Арктикморнефтегазразведки» (АМНГР), которой принадлежала платформа. Между тем профсоюзы России и Норвегии собрали 45 тысяч долларов, чтобы возобновить поиски пропавших без вести с «Кольской».
–Обратиться к профсоюзам предложил сын судового врача Дмитрий Свистунов, – рассказала дочь Михаила Терсина Наталья Дмитриева. – Он в социальной сети предложил родственникам буровиков собрать подписи за возобновление поисков. Эту инициативу поддержал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. Он помог в аренде вертолета, на котором будет произведен облет Курильских островов. Операция, скорее всего, начнется в июне. Также планируется использовать снимки со спутников. Надеемся, что тела всех погибших будут найдены и преданы земле.
А сама Наталья Дмитриева сняла документальный фильм-монолог «Моя «Кольская». Она борется за то, чтобы виновники гибели ее отца и его товарищей были наказаны. Одними из самых запоминающихся стали кадры крушения, которые предоставили оставшиеся в живых члены экипажа. А за кадром звучит голос отца Натальи Михаила Терсина, когда он последний раз выходил на связь.
В своей ленте Наталья Дмитриева попыталась обобщить причины трагедии и называет, по ее мнению, непосредственных виновников: это и. о. генерального директора «Арктикморнефтегазразведки» Юрий Мелехов и его заместитель Василий Васецкий. Женщина уверена, что буровиков и экипаж заставили начать опасное путешествие. Причем, по ее словам, Василий Васецкий должен был сопровождать платформу, но уехал за границу.
Руководство же предприятия необходимость срочной перегонки буровой объясняет невозможностью оставить «Кольскую» на прежнем месте. Мол, ее могли бы раздавить льды. Тогда бы предприятие потеряло много денег и ему отказали в страховых выплатах. В случае, когда платформа повредилась при транспортировке, вина с компании снимается.
Остроты в происходящее добавили и опубликованные дневники болгарина Живко Жекова, работника страховой компании, присутствовавшего на «Кольской». Записи он отправлял электронной почтой. Сейчас эта информация передана следователям. Также ее использовал для своей проверки Ространснадзор.
Первое сообщение датируется 17 декабря – буровая к тому времени уже попала в шторм.
«Скорость ветра 15 метров в секунду, в порывах до 23, высота волны 5 метров, у нас с 19.30 периодически отключается электропитание», – писал Жеков.
Чуть позже станет ясно, что буксир «Нефтегаз» и ледокол «Магадан» не справляются с буксировкой. Руководитель перегона Михаил Терсин и начальник буровой Александр Коваленко тогда запросили из Магадана дополнительный буксир. Они также проинформировали о происходящем инженера АМНГР Леонида Бордзиловского, «Газфлот» и Морской спасательный центр Южно-Сахалинска. Тем временем буря усиливается, и под угрозой оказывается не только «Кольская», но и буксир «Нефтегаз-55».
«23.10. НГ-55 сообщил о том, что у них сломана часть палубы (трос срезал фальшборт на корме. – Прим. ред.). Сломана ветровая защита носовой опоры, поврежден локальный контроллер. На «Кольской» старший помощник капитана рапортует, что один ящик с гидрокостюмами сломан и волна смыла их. Капитан Сергей Данилов рапортует, что вода поступает в вентиляционные трубки и заливает аккумуляторные батареи», – повествует следующая запись Жевкова.
Болгарский страховщик отмечает реакцию АМНГР в третьем сообщении. Оно датируется уже 18 декабря.
«В 1.45 Бордзиловский сообщает, что свободного буксира нет. В 2.10 ветер 28 метров в секунду, волна – 5 метров. В 4.20 капитан Козлов информирует Бордзиловского о ситуации, просит дополнительный буксир. Говорит о том, что, если два троса порвутся, необходимо будет подать SOS, – пишет Жевков.
Вода в танки начинает усиленно прибывать к пяти утра. Ее пытаются откачивать. К семи утра начинаются разговоры о вертолете. Моряки пробуют опустить опоры платформы, но из-за замерзших тормозных механизмов ничего не получается.
У «Нефтегаза» и «Магадана» возникают проблемы с буксировочным тросом. К 8.40 шлюпки левого борта разбиты и потеряны, а танки уже полны воды. Капитан Козлов не раз уведомляет судовладельца о необходимости подать сигнал SOS.
Последняя запись в дневнике болгарского страховщика еще дышит надеждой:
«11.50. Сообщили, что вертолет придет к 15.30. Будут три группы по 12 человек. Первая – на «Магадан», две – на НГ-55».
Увы, буровая платформа затонула через час. Из 67 человек, находившихся на ней, выжили лишь 14.
Ространснадзор не так давно огласил результаты своей проверки, примирив обе стороны. Эксперты посчитали, что виновники трагедии есть и среди руководства предприятия-судовладельца, и среди экипажа. Таких человек семь: и. о. гендиректора АМНГР Юрий Мелехов, его заместители Василий Васецкий и Борис Лихван, ответственный за общее руководство буксировкой СПБУ «Кольская» Михаил Терсин. Кроме того, два капитана — Сергей Данилов («Кольская») и Роман Могилян (ледокол «Магадан»). Имеет отношение к катастрофе и управляющий директор ОАО «Дальневосточное морское пароходство» Владимир Корчанов.
Терсин и Данилов погибли. А вот остальным могут предъявить обвинение по статьям «Халатность» и «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта». Специалисты ведомства уверены, что все вышеперечисленные люди грубо нарушили технику безопасности. Моряков можно было спасти, если бы вовремя был подан сигнал бедствия.
Руководство АМНГР не эвакуировало лишних людей с платформы. Их должно было остаться 20, а находились на борту все 67.
Кстати, заместитель директора АМНГР Василий Васецкий подписал утвержденные инструкции по обеспечению безопасной буксировки СПБУ «Кольская» до порта Холмск. В нем одним из пунктов значится, что «на СПБУ минимальный безопасный состав экипажа – 20 человек».
В Ространснадзоре считают, что также косвенной причиной трагедии стало назначение ответственным за буксировку «Кольской» начальника службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания АМНГР Михаила Терсина. Он – инженер-судоводитель, обладавший опытом подобной буксировки, был капитаном почти 12 лет. Однако на тот момент у Терсина не было действующего диплома капитана, следовательно, не та квалификация. Координировать действия Михаила Николаевича с берега должен был заместитель директора АМНГР Василий Васецкий, однако вплоть до затопления платформы он находился за пределами России. Вместо него на берегу остался другой заместитель директора – Борис Лихван. Однако он также самоустранился в этой ситуации.
Впрочем, расследование случившегося на «Кольской» еще не окончено и, возможно, у него будут совсем другие итоги.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области