«Успех на Евро закрыл нам глаза на проблемы»
Чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита» Дмитрий Баранник считает, что эйфория от успешного выступления на Евро-2008 помешала развитию нашего футбола
Дмитрий Баранник недавно приступил к работе в родном клубе. Он возглавил скаутскую службу, которая занимается поиском талантливых игроков в России. Его мнением о настоящем и будущем петербургской команды поинтересовался корреспондент «НВ».
– Итак, судьба вернула вас в родной город, в родную команду.
– Я счастливый человек. Судьба подарила мне шанс сначала восемь лет отучиться в школе «Зенита», затем десять лет отыграть в главной команде города, а сейчас работать в клубе. Кстати, впервые отношения с «Зенитом» я оформил в апреле 1982 года. И хотя тогда контрактов как таковых еще не было, это можно рассматривать как точку отсчета. Ровно тридцать лет спустя я вернулся в «Зенит». Я счастлив. И вместе с тем понимаю свою ответственность. Сейчас «Зенит» – совсем не тот клуб, каким был раньше. Это глубоко профессиональный клуб, в котором я, как и другие сотрудники и даже футболисты, должен постоянно доказывать, что нахожусь на своем месте.
– В чем, на ваш взгляд, феномен «Зенита»-2012 и почему команда Лучано Спаллетти оказалась на недосягаемой для конкурентов высоте?
– Команда стабильно выступала на протяжении всего сезона, в ней собраны высококвалифицированные футболисты. Плюс, как мне кажется, Спаллетти сумел привить «Зениту» характер – тот самый, о котором говорили раньше: зенитовский. Для ребят больше нет проходных игр, они практически всегда выкладываются по максимуму. Порадовало и окончание сезона, доказавшее, что у «Зенита» есть неплохая скамейка и, главное, профессионализм перед самим собой.
– «Зенит» образца 1984 года был ленинградской командой. В нем только три игрока – Михаил Бирюков, Анатолий Давыдов и Вячеслав Мельников – не были своими воспитанниками. Сейчас же в «Зените» важные роли исполняют легионеры.
– Выскажу свою точку зрения: Петербург имеет все возможности, чтобы в заявке «Зенита» были исключительно воспитанники городского футбола. Это уникальный случай, когда пятимиллионный город молится на один клуб! Ресурсы в Петербурге есть. Но у меня лично много вопросов к работе наших школ и детских тренеров. По опыту работы в московском «Локомотиве» и в Российском футбольном союзе я знаю, в чем проблема. И она заключается далеко не в лимите легионеров. Ну не может быть так, чтобы в такой большой стране мы не нашли достаточное количество ребят, способных выступать на высоком уровне!
Задумались об этом все: и ЦСКА, и «Динамо», и «Спартак», и «Локомотив». Строится академия в Казани. Большую работу по подготовке резерва ведет «Зенит». Вопрос и в том, что молодежи надо давать шанс. Посмотрите – Жозе Коусейру в «Локомотиве» дал возможность проявить себя молодым защитникам Тарасу Бурлаку и Максиму Беляеву, тем самым сделав для нашего футбола гораздо больше, чем любой другой российский тренер. В клубе должна быть четкая вертикаль: главный тренер – тренер молодежного состава – наставники академии. Основной команде нужен один игрок в год. Эту задачу и должны решать детские тренеры. Увы, к большому сожалению, пока это остается на уровне разговоров.
– Что, на ваш взгляд, дал российскому футболу переход на систему календаря «осень-весна»?
– Я много разговаривал на эту тему с президентом РФС Сергеем Фурсенко и знаю, что это решение принималось с расчетом, что наши клубы подтянут инфраструктуру. К сожалению, в необходимом объеме этого пока не произошло. Я не вижу ничего страшного, чтобы играть на искусственных полях. Надо строить полноценные футбольные манежи, которые в свободное от футбола время могут использоваться в других целях. Уверен, что это нормальный выход из положения. Парадокс вот в чем: многие наши молодые футболисты и не знают, что такое настоящая трава, потому как они выросли на синтетических газонах. В той же «Барселоне» на них юношеские команды готовятся! И, как видите, в этом нет ничего страшного. Чтобы наш футбол вышел на качественно другой уровень, нельзя допускать проведения матчей в таких условиях, как этой весной. В Норвегии, например, на половине стадионов искусственные поля.
– С какими чувствами ждете чемпионата Европы?
– В РФС я тесно работал с голландцем Бертом ван Лингеном и знаю, как много вкладывают эти люди в работу со сборной. Мне кажется, что успех 2008 года во многом закрыл нам глаза на проблемы российского футбола. Та эйфория нас немного отбросила назад. Нынешняя команда – это шестьдесят процентов той сборной. А мы должны постоянно двигаться вперед. Все же я надеюсь, что наши ребята успешно выступят на Евро и займут как можно более высокое место. Это очень важно для страны. И пора задумываться над тем, кто будет играть в сборной в отборочном цикле чемпионата мира 2014 года. Всегда надо думать о будущем.
– На мой взгляд, и на этом чемпионате выход из группы нашей сборной еще не гарантирован.
– Полностью согласен! Считаю, что у нас самая сложная группа, в которой у всех четырех команд приблизительно равные шансы на продолжение борьбы в четвертьфинале. Мы прекрасно понимаем, что проиграть заведомо более сильному сопернику – это одно дело. И уступить в матчах с равными – совсем другое. У соперников есть футболисты высокого класса, которых нельзя недооценивать. Мы видели, как в финальном матче Кубка Германии три мяча в ворота «Баварии» забил нападающий дортмундской «Боруссии» Роберт Левандовски – один из лидеров сборной Польши. Есть хорошие игроки и в сборных Чехии и Греции. Думаю, что все матчи в группе пройдут в осторожной борьбе на результат. Важнее выиграть, а не сыграть вничью. Даже одна победа в групповом турнире, в котором каждый способен обыграть каждого, может сыграть ключевую роль. А дальше пойдут матчи плей-офф, в которых возможны любые неожиданности.
Беседовал Алексей Андрианов