Послевоенная разруха
Одной из главных проблем региона полпред президента в СЗФО Николай Винниченко назвал безответственное отношение Минобороны к своей собственности
Изменения в высших властных структурах страны обычно вызывают цепную реакцию в регионах. Изменится ли что-нибудь в работе полпредства Северо-Западного федерального округа, каковы его задачи на ближайшее время, как выполняются долгосрочные общероссийские программы на Северо-Западе и станут ли ближе нам соседние страны? Об этом и многом другом рассказал полномочный представитель президента РФ в СЗФО Николай Винниченко.
В Северо-Западном федеральном округе, по мнению полпреда Николая Винниченко, все спокойно, округ стабильно развивается по всем показателям. Да, в мае ушли в отставку губернатор Ленобласти Валерий Сердюков и глава Карелии Андрей Нелидов, а за предыдущие несколько месяцев это сделали губернаторы Мурманской, Архангельской и Вологодской областей, и, соответственно, произошли изменения в региональных правительствах. Но это, по словам Николая Винниченко, нормальная рабочая ситуация, поскольку меняются экономические и политические условия, и руководство субъектов должно отвечать новым условиям, чтобы территории динамично развивались.
– Да, я привел в полпредство троих новых сотрудников, но это не потому, что они мои друзья, а потому, что они обладают необходимыми качествами: профессионализмом, порядочностью и добросовестностью. Я ко всем сотрудникам аппарата полпредства отношусь одинаково и оцениваю их только по наличию перечисленных качеств. Более того, мы намерены расширять штат сотрудников, поскольку работы становится все больше.
Действительно, работы все больше – например, инвестиционный омбудсмен Сергей Зимин уже получил 67 обращений от бизнесменов, которые не могли преодолеть пресловутые административные барьеры. По 20 обращениям решение принято в пользу бизнесменов, и их нарушенные права восстановлены, 7 запросов удовлетворены частично, ну а 15 пришлось отклонить – факты нарушений там не подтвердились. По остальным жалобам еще ведется проверка.
Многое делается, но еще больше предстоит сделать в рамках приграничного сотрудничества со странами ЕС, особенно с Прибалтикой. На нужды этого взаимодействия Россия потратила уже 120 миллионов евро. Кстати, лучше всех в приграничье работает Псковская область. Здесь приводят в порядок дороги, ведущие к пунктам пропуска, совершенствуются сами погранпереходы, что, несомненно, должно оздоровлять отношения между соседними странами. Увы, такими достижениями пока не может похвастаться Ленинградская область, которая при прежнем губернаторе не уделяла должного внимания пограничной инфраструктуре, а дороги, ведущие к погранпереходам, стали притчей во языцех, особенно шоссе «Нарва». Но Николай Винниченко уверен, что новый губернатор Александр Дрозденко, хорошо знающий приграничный Кингисеппский район (он был его главой), скоро догонит псковичей по части благоустройства приграничья. К сожалению, говорить об облегчении визового режима между Эстонией, Латвией и Россией полпред пока не может – не потому, что не уполномочен, а потому, что такие вопросы решаются двусторонне. Здесь мало одного лишь желания России помочь русскоязычному населению Прибалтики, которое хотело бы и могло работать на предприятиях приграничья, задыхающихся от недостатка квалифицированных кадров. Всем известно, что эстонские города Нарва и Кохтла-Ярве, а также латвийский Даугавпилс полны безработными, имеющими образование и разнообразные специальности. А в Тихвине тем временем нет квалифицированных рабочих на новом вагоностроительном заводе, то же самое в Ивангороде на корейском автосборочном предприятии.
Увы, ничего не может поделать полпредство ни с демографической проблемой (рождаемость повышается только у ненцев и коми), ни с Министерством обороны. По словам Николая Винниченко, Минобороны, избавляясь от «непрофильной» собственности (детские учреждения, амбулатории, котельные и прочее), очень плохо передает эти объекты муниципалам – без документации, часто просто бросая разворованными. Военные также очень скверно платят предприятиям, выполняющим их заказы, что срывает ритмичную работу и часто ставит рабочих на грань забастовки, – именно Минобороны лидирует в списке должников по заработной плате.
По-прежнему самым сложным субъектом в округе остается Калининградская область – из-за своего «островного» положения. Хотя Польша собирается вводить облегченный визовый режим с российским анклавом, это не снимает других проблем. Через регион проходит газопровод «Северный поток», но область с него не получает ничего, вопрос об отводе с газопровода на местные нужды пока стоит открытым. Повышение же тарифов на электроэнергию губительно для Калининградской области, не имеющей своего топлива, – возможно, статус особой экономической зоны, который остается за регионом до 2016 года, поможет решить эту проблему.
Волнующий прежде всего жителей Петербурга и Ленобласти вопрос о возможном слиянии субъектов пока поднимается только в прессе – во властных структурах о нем не говорят, поскольку не видят повода. Николай Винниченко недоумевает:
– Как можно принимать какое-то решение, не зная, нужно ли это жителям обоих субъектов? Я не видел ни одного исследования на эту тему, мнение людей не изучалось, поэтому говорить о каких-либо действиях по объединению просто бессмысленно. Укрупнение субъектов за счет слияния возможно, но в каждом отдельном случае каким-либо заявлениям и тем более действиям должна предшествовать работа по изучению мнения населения. Ленобласть – регион вполне самодостаточный, не нуждающийся в донорской подпитке. Но если губернаторы Полтавченко и Дрозденко сочтут необходимым вести диалог на эту тему, я буду первым, кто об этом узнает.
Действительно, от скоропалительных решений по слиянию и разделению территорий страна уже натерпелась, когда создавались и исчезали области, районы и сельсоветы так быстро, что жители не успевали привыкнуть к их названиям. Есть населенные пункты, которые за советский период много раз таскали из одной административной единицы в другую. А нынешний всплеск интереса к объединению города и области вызван прежде всего проблемами по уточнениям границ между субъектами, которые не везде проходят корректно. Петербург развивается, ему нужны новые земли, а область, по крайней мере при прежнем губернаторе, была склонна видеть в этом исключительно захватнические интересы.
прямая речь
Николай Винниченко, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе:
– Министерство обороны сейчас активно избавляется от «непрофильной» собственности, в основном это социально значимые учреждения – детские сады, клубы, больницы и прочее. Но процесс передачи этих зданий муниципалам идет просто безобразно: объекты спихивают без документации, часто просто бросая разворованными, а уж о финансировании и речи не идет. Разумеется, местная власть, никогда не имеющая лишних денег, получает таким образом дополнительную нагрузку на свой бюджет, ведь эти объекты очень дорого приводить в порядок.
Мы сейчас стараемся отладить механизм передачи социальных объектов, но это получается очень медленно, причем не по нашей вине. Военные также очень скверно платят предприятиям, выполняющим их заказы, что срывает ритмичную работу и часто ставит рабочих на грань забастовки, – именно Минобороны лидирует в списке должников по заработной плате. Обе проблемы достаточно давние, но, к сожалению, взаимодействие с Министерством обороны всегда сопряжено с большими трудностями: военные как будто все понимают и даже соглашаются со справедливостью требований гражданских властей, дают обещания «исправиться», но обещаний этих не выполняют.
Татьяна Хмельник