Культура

Прощайте, мистер Трололо

05 июня

 

Известный советский и российский певец Эдуард Хиль скончался в Петербурге на 78-м году жизни

В начале апреля Эдуард Анатольевич перенес инсульт и был госпитализирован с нарушением мозгового кровообращения. До самой смерти его состояние, несмотря на квалифицированную помощь медиков, оставалось крайне тяжелым. Мы надеялись. Ждали чуда. Молились за его здоровье и желали изо всех сил одолеть опасный недуг. Болезнь оказалась сильнее. Чуда не произошло. Эдуард Хиль ушел, не улыбнувшись той самой своей обаятельной улыбкой, которая всегда излучала доброту. 

А когда он начинал петь, то радости и вовсе не было конца. Детство и юность многих из нас прошли под звуки его голоса и под те зажигательные песни, с которыми мы вставали утром и отправлялись в детский сад или школу. Он был рядом с нами, даже тогда, когда в гости пожаловали совсем уж «чуждые нам звезды». Он звездой был всегда, хотя сам не любил этого слова. Эдуард Анатольевич Хиль, поющий голос Ленинграда и Петербурга. Голос нашего родного города. 

Сердце саднит от горечи потери такого знакомого человека, которому было отпущено 77 лет жизни. И всю свою жизнь он пел. Сначала как мог, а потом как научили его. Так и сложилась песня его жизни. А все могло быть иначе, если бы юный Эдик все-таки добрался до фронта во время Великой Отечественной. Но судьба тогда уберегла его, оставив воспоминания о тех драматических годах, которые выплеснулись с душою в исполнении легендарных «Военных писем» Валерия Гаврилина. Он пел так, будто сам пережил все то, о чем рассказывали музыка и стихи. Будь то «Марш гёзов» или зажигательный хит про «ледяной потолок, дверь скрипучую». Многие авторы обязаны Хилю тем, что он стал первым исполнителем их песен, навсегда оставив в памяти эталонное звучание. Попробуйте исполнить иначе, чем Эдуард Анатольевич, «Как хорошо быть генералом» или «Не плачь, девчонка!». Не получится. Зато теперь навсегда остались записи, в которых та удаляющаяся от нас эпоха фиксировала свои главные мелодии, пронизанные радостью и оптимизмом и спетые Хилем так, что без улыбки их слушать просто невозможно. Услышав хотя бы раз его пение 1960–1970-х, понимаешь, почему наши люди жили с верой в светлое будущее. Оно не могло не быть радостным. И об этом тоже пел Эдуард Хиль.

Эдуард Анатольевич оставался романтиком, несмотря на титулы и возраст. Одна из самых его задушевных песен называлась «А люди уходят в море». Вот уж когда могла разгуляться мечта и приходило ощущение того, что есть еще в нашей жизни нечто такое, что не поддается приказам, правилам, уставам, циркулярам. В нем всегда было что-то мальчишеское, дерзкое. Поэтому так выразительно звучал из его уст свист, которого иной раз требовала партитура. Помните, как делал он это в песне из фильма «Путь к причалу»? И потому, когда Эдуард Анатольевич иногда во время концерта надевал морскую фуражку, этот его антураж выглядел естественно и органично. Будто, действительно, «моряк вразвалочку сошел на берег…». 

На нелегкую карьеру исполнителя эстрадных песен его благословил сам Леонид Утесов. И Хиль более полувека нес эстафету. Теперь ее просто некому подхватить. Место Хиля на нашей эстраде никто не сможет занять просто потому, что надо прожить жизнь так, как он прожил ее. Честно, искренне, не забронзовев в славе и популярности, не боясь экспериментировать вместе с молодежью, не чураясь веселых попыток покорить новейшие средства связи. И ему это удавалось. Будь то создание группы «Препинаки» или отчаянная по удали попытка взять эстрадный Париж штурмом. Взял. И… вернулся домой, на Родину. Туда, где его всегда ждали и хотели слушать и слышать. 

 

А уж о том, как Эдуард Анатольевич взорвал Всемирную сеть, уже ходят легенды. Именно его исполнение запредельного по востребованности и масштабного по размаху распространения хита стало мировой сенсацией. А поводом к ней послужила давняя песня Аркадия Островского «Я рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», которую сам Хиль когда-то пел на концертах. Теперь эти слова звучат как эпитафия, хотя в момент их постоянного цитирования именно эта мелодия и принесла Эдуарду Анатольевичу титул «Мистера Трололо». У него хватило чувства юмора, чтобы отнестись к этой виртуальной популярности с иронией и не очень ей верить. 

Ему всегда были важнее те слушатели и зрители, которые приходили на его концерты. В этом певец никогда не знал недостатка, потому что ему верили, его любили. И его поклонники всегда знали, что Эдуард Хиль – это символ советской эстрады, который всегда остается профессионалом и человеком, даже если наступали нелегкие новые времена дикого капитализма и развала всего того, что было дорого и ему самому, и тем, кто его слушал и слышал. Эдуарду Хилю доверяли исполнение самых ответственных песен во время правительственных концертов и на статусных мероприятиях. И он никогда не подводил. Эдуард Анатольевич всегда чувствовал жанр, в котором ему приходилось выступать на эстрадных подмостках. Там, где требовался пафос, был пафос. Там, где песня была трагической балладой, в его голосе звучали искренние драматические нотки. Он пел переживая. А переживая, он не мог не петь.

Сегодня таких певцов нет. Да и вряд ли они появятся. Время не то. Эпоха другая. Музыка сегодня на эстраде перестала быть музыкой – лишь голый ритм, убивший мелодию. Тем больше наша печаль, тем сильнее наша горечь. «Человек из дома вышел», – так пел когда-то Эдуард Анатольевич Хиль. Теперь можно сказать: навсегда. Но мне вспоминаются в эту трагическую минуту совсем иные мелодии. «Наша песня не кончается, с нею нас не разлучить…» И та, которую он всегда так зажигательно пел. Не удивляйтесь! Это «Ходит песенка по кругу». Там есть такие строчки: «Ходит песенка по кругу, потому что круглая земля». Отныне многие песни будут ходить по кругу и рядом с нами. Потому что их спел Эдуард Анатольевич Хиль. 

Гражданская панихида по Эдуарду Хилю пройдет в Театре эстрады им. Райкина 7 июня с 11 до 14 часов. Знаменитый певец будет похоронен на Смоленском кладбище. 

 

Сергей Ильченко, доцент кафедры телерадиожурналистики СПбГУ

 

 


«Я любила его дочерней любовью»

Марина Капуро, певица:

– Для меня Эдуард Хиль с детства олицетворял образ идеального отца – заботливого, доброго, великодушного. Я его всегда любила какой-то нежной, дочерней любовью. Конечно, я не могла и предположить, что когда-нибудь судьба нас сведет и я буду дружить с Эдуардом Анатольевичем, петь вместе на концертах, нередко бывало, что одно отделение пою я, другое – он. 

А познакомилась близко я с Хилем и его женой Зоей Александровной на каком-то музыкальном празднике в начале 1990-х. Помню, как раз состоялось очередное «Евровидение», в котором участвовала Алла Пугачева. Мы тогда обсуждали, как она спела, вообще уровень конкурса и поняли, что мы абсолютные единомышленники. После этого общения Эдуард Анатольевич меня даже на свой день рождения пригласил. Но я на него не попала, так как угодила в больницу. Но было очень приятно, что и Хиль, и его жена беспокоились о моем здоровье, звонили, приветы слали. 

Вот разложила сейчас фотографии, оказывается, их немало, где мы сняты с Эдуардом Анатольевичем вместе. Мы улыбаемся, думаю, это оттого, что своей добротой заряжал Хиль.


«Горжусь, что жил во времена Хиля»

Анатолий Тукиш, певец:

– Благодаря Хилю я попал работать в «Ленконцерт». Хиль приехал в мои родные Великие Луки на гастроли. У нас открывался ресторан, и туда его пригласили. И вот вышел я, сказал, что арию Иисуса Христа из рок-оперы посвящаю Анатолию Эдуардовичу! От дикого волнения я перепутал имя и отчество. После концерта чиновники из великолукской администрации вынесли мне диагноз: «Ну, Тукиш, теперь для тебя все двери закрыты. Сиди уж и не рыпайся в столицы».

Я решился на отъезд в Ленинград только спустя семь лет, после службы в Германии. Приехал, стал пробоваться в секцию эстрадного вокала «Ленконцерта». Смотрю, идет Хиль, заметил меня и весело крикнул: «Эй, Великие Луки! Это хороший парень! Его надо брать!» Думаю, замечание Хиля сыграло свою роль – меня взяли. 

Эдуард Анатольевич всегда был доступным в общении, простым, от него нельзя было услышать слов осуждения в адрес коллег, он не был способен ни на какую подлость. Я могу смело сказать, что Эдуард Хиль был моим другом. И, несмотря на то что был продуктом советского времени, он был поистине божим человеком, который до конца своих дней верил в победу добра. Жаль, что еще один камушек оторвался от глыбы, которая называется настоящей эстрадой. Хиль был необходимой составной это глыбы, а мы, многие из тех, кто был рядом, думаю, лишь ее наполнителями. 

…В голове сегодня крутятся хиты, которые он исполнял с искренним, заводным настроением, которое может быть только у очень чистого и светлого человека: «Потолок ледяной, дверь скрипучая…», «Человек из дома вышел…», «Ведь мы ребята 70-й широты», «Если радость на всех одна…». До сих пор солдаты в армии поют песню из его репертуара: «Как хорошо быть генералом». Я горжусь, что жил во времена Хиля.


«Его имя вписано в историю мировой эстрады» 

Юрий Охочинский, певец:

– Музыкальный почерк Эдуарда Хиля был приближен к стилю крунера – вокалиста, который придерживается принципов свинговой фразировки. Их не так много – задушевных мужских голосов, к которым можно причислить уже ушедших от нас Георга Отса, Валерия Ободзинского, Муслима Магомаева. Теперь нет и Эдуарда Хиля. У Эдуарда вполне могла быть новая волна популярности – после выхода знаменитого ролика «Трололо». Сам Хиль относился к настигшей его мировой славе немного шутливо, но и с какой-то верой, с желанием что-то еще сделать в творчестве. Я записал с ним большую программу «Мистер Трололо» на радио «Серебряный дождь». И он тогда с сожалением произнес по поводу запоздавшей мировой известности: «Эх, пораньше бы!»

Конечно, возраст и здоровье уже не позволяли принять приглашения по работе, которые посыпались ему из Штатов, из Канады, из Франции. Но я говорил Эдуарду: все равно здорово, что это потрясающий аккорд в завершение его карьеры и что его имя уже вписано в историю мировой эстрады. 

Хиль был большим ребенком, радость всегда зажигалась в его глазах, когда он говорил о чем-то для него интересном, неплохо ориентировался в мире популярной эстрадной музыки. Наша последняя с ним встреча состоялась в декабре на концерте легендарного Тома Джонса. Мы сидели рядом, Хиль озорно улыбался, а потом безо всякой зависти сказал: «Здорово!» Так он и жил – легко и лучезарно.


досье «нв» 

 

• Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Отец, Анатолий Васильевич, был механиком. По отцовской линии: дедушка – Василий Нилович, возглавлял церковный хор, был репрессирован; бабушка – Федора, домашняя хозяйка. Мать – Елена Павловна, бухгалтер. По материнской линии: дедушка – Павел Трофимович, участвовал в строительстве Беломорканала; бабушка – Александра Фоминична, железнодорожный билетный кассир.

• Во время Великой Отечественной войны детский сад, в котором находился Хиль, был эвакуирован. Вместе со своим другом Эдик дважды пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. В конце 1943 года Хиля разыскала мама и увезла домой в только что освобожденный родной Смоленск.

• В 1949 году Эдуард Хиль приехал в Ленинград и поступил в полиграфический техникум, окончил, работал на офсетной фабрике. Еще в период учебы в техникуме начал заниматься в оперной студии Дворца культуры имени С.М. Кирова, затем на подготовительном отделении Консерватории.

• В 1955 году поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Римского-Корсакова. Еще в годы учебы состоялись выступления Эдуарда Хиля в Оперной студии Консерватории. С середины 1950-х он солист Филармонического отдела «Ленконцерта», выступал с народными песнями, старинными и классическими романсами.

• По окончании учебы продолжились выступления в спектаклях Оперной студии Консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром. Появилось увлечение эстрадной песней. («Я полюбил эстрадную песню, понял, какие большие возможности заключены в ней».)

• Первое выступление с эстрадным репертуаром в Москве состоялось в 1962-м. Тогда же Эдуард Хиль становится лауреатом II Всероссийского конкурса артистов эстрады. В 1965-м становится лауреатом фестиваля в Сопоте. На следующий год он лауреат международного конкурса «Золотой петух» в Бразилии. 

• В 1968 году Эдуарду Хилю присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР», в 1974-м – «Народный артист РСФСР», а в 1975 году он становится лауреатом премии Ленинского комсомола в числе самых первых обладателей этой премии.

• В 1973 году Хиль становится лауреатом Международного фестиваля молодежи в Берлине и по специальному приглашению участвует в шведском телевизионном ревю. География гастролей певца охватывает все континенты и более 80 стран мира, не забыта и отечественная публика больших и малых городов. 

• В 1980-е годы Эдуард Хиль преподавал в Ленинградском театральном институте и в Ленинградской консерватории. 

• В конце 1980-х, когда «Ленконцерт», по сути дела, прекратил свое существование, две тысячи его артистов распущены в поисках «свободных заработков». Эдуард Хиль периодически выезжает в европейские страны и США, где его выступления нашли особый успех у русских аристократов, эмигрантов еще первой волны. Особенно широкое общественное внимание привлекли выступления Эдуарда Анатольевича в парижском кабаре «Распутин».

• В марте 2010 года всемирная популярность Эдуарда Хиля несколько неожиданно, но вполне заслуженно резко возросла. Вначале в США, а затем и повсюду посетители интернета обратили внимание на выложенный в YouTube ролик «Как я рад…» в исполнении Хиля. Ролик побил все рекорды по числу просмотров, а сам Эдуард Анатольевич получил наивысший рейтинг популярности, опередив виднейших политиков, артистов и спортсменов.

 

 

 

 

 

 

 

Материалы подготовили Елена Добрякова, Владимир Желтов, Сергей Ильченко. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
24 ноября
воскресенье
0
25 ноября
понедельник
+2
26 ноября
вторник
+5
Слабый дождь