Водный тупик
На третий год работы аквабусов чиновники поняли, что водные такси петербуржцам не нужны
С момента начала работы в Петербурге водных такси прошла неделя. В этом году, напомним, этот вид транспорта, создававшийся как альтернатива наземным маршруткам, подорожал вдвое – с 50 до 100 рублей. Корреспонденты «НВ» проверили, кто теперь пользуется услугами аквабусов, и выбрали Приморскую линию, маршрут которой проходит от Арсенальной набережной до Приморского проспекта. Здесь нет ни одной открыточной достопримечательности, а значит, и туристов на причалах не встретишь.
Около 13 часов на пристани возле ведущего в ЦПКиО моста немноголюдно. Из потенциальных пассажиров, кроме корреспондентов «НВ», – молодой человек да две женщины с ребенком. Взрослые скучают, девочка пускает мыльные пузыри.
– Уже больше 15 минут ждем, – сообщил парень. – Хотя на информационном щите сказано, что это максимальный интервал движения.
Выясняется, что никто из ожидающих прибытия водного такси им еще ни разу не пользовался. Женщины решили проехаться на аквабусе из-за настойчивых просьб ребенка, а молодой человек – просто ради интереса. Наконец на горизонте показывается стремительно приближающийся к остановке катер. Пассажиры засуетились, но напрасно. Лихо развернувшись, капитан показал нам лишь приклеенные на стекла бумажки с надписью «Обкатка» и умчался прочь.
Следующего катера пришлось ждать еще минут 15. В общей сложности интервал между аквабусами составил около получаса. А весь путь до Финляндского вокзала, куда катер прибыл полупустым, занял около 10 минут. Стало понятно, почему на маршруте работают всего три кораблика, один из которых – уже упомянутая «Обкатка». Даже такого количества водных маршруток хватает, чтобы перевезти всех желающих. Например, на пересадочном узле (Арсенальная набережная), где сходятся три линии аквабусов, мы застали семь человек, трое из которых оказались рабочими, чинившими один из причалов.
Возможно, на Центральной линии (Университетская набережная – Свердловская набережная), маршрут которой пролегает мимо главных петербургских достопримечательностей (например, Эрмитажа и Петропавловской крепости), желающих прокатиться с ветерком больше. Отправляемся на причал, установленный напротив Медного всадника. Здесь картина примерно та же. А среди восьми пассажиров на пирсе не оказалось ни одного петербуржца. Воспользоваться водным такси решили гости из Москвы, Ганновера, Владимира и Тюмени.
– Мы про ваши водные маршрутки столько слышали, решили сами оценить их, – сообщил тюменец Виктор Захаров.
– А не смущает цена в 100 рублей за 10–15 минут поездки?
– 100 рублей? – житель нефтедобывающего региона пожимает плечами. – Это разве деньги за удовольствие прокатиться по воде с ветерком?
На Центральной линии аквабуса долго ждать не приходится – через несколько минут подходит катер, туристы отправляются в путь, и на пристани снова пусто. В выходные дни народу на причалах все-таки побольше, особенно в центре города. Но водными такси подавляющее большинство пассажиров пользуются исключительно в развлекательных целях.
Первая же неделя работы аквабусов доказала: попытка организовать в Петербурге новый доступный вид общественного транспорта с треском провалилась. Поэтому транспортные власти уже задумались: а стоит ли вообще продолжать этот дорогой эксперимент?
– По итогам этого сезона мы будем принимать решение, что делать с аквабусами, – сообщил Дмитрий Игнатьев. – Возможно, все линии переведут на самоокупаемость, то есть предоставят перевозчикам назначать цены, а город откажется от их финансовой поддержки. Второй вариант – в следующем году активно разовьем инфраструктуру, чтобы причалы находились в непосредственной близости от перехватывающих парковок и остановок общественного транспорта. Сегодня они от этих объектов удалены, что тоже влияет на пассажиропоток.
А вот вопрос о создании государственного предприятия с собственными водными маршрутками, как удалось выяснить, даже не обсуждается. Чиновники уверены, что в этом случае городу придется потратить слишком много бюджетных средств. Видимо, выгоднее ежегодно тратить сотни миллионов рублей на поддержку частных перевозчиков. Напомним, только на этот год в бюджете запланировано субсидирование компаний, осуществляющих перевозки на аквабусах, на кругленькую сумму в 142 миллиона рублей.
Софья Прокошева, Владимир Афанасьев