Общество

Мы не так богаты полезными ископаемыми, как кажется

14 июня

Сейчас официальные лица очень оптимистично описывают в СМИ ситуацию с полезными ископаемыми. Так, недавний руководитель Федерального агентства по недропользованию Анатолий Ледовских недавно в интервью, посвященном Дню геолога, уверял, что у нас в 2011 году открыто 54 новых месторождения нефти и газа и за последние восемь лет при добыче 3,2 млрд тонн было поставлено на баланс 4,7 млрд тонн запасов. На самом деле открытых в прошлом году месторождений нефти единицы, и это преимущественно мелкие и весьма мелкие объекты. Основная же часть прироста запасов получена из пересчета запасов на уже известных объектах.

Аналогичная ситуация по приросту запасов твердых полезных ископаемых. Так, на месторождении золота Наталка в советское время были подсчитаны запасы золота в объеме 245 тонн (при бортовом содержании около 1 г/т и среднем содержании 4 г/т). В 2007 году компания ОАО «Полюс золото» пересчитала запасы месторождения, снизив бортовые содержания до 0,4 г/т, и получила запасы почти в 2000 тонн, из которых в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) было утверждено 1504,06 тонны при среднем содержании 1,7 г/т. Таким образом, компания «Полюс золото» увеличила свои активы на этом месторождении в шесть раз, но по проекту разработки до 2023 года будут отрабатываться только богатые руды, а бедные планируется перерабатывать начиная с 2024-го.

Анатолий Ледовских в интервью сообщил также, что у нас нет проблем с ураном и углем, запасов которых хватит на 400 лет. Конечно, в России есть крупнейший в мире Тунгусский угленосный бассейн, но эта территория практически не освоена, инфрастуктуры там нет, а на самолете уголь перевозить никто не будет. На самом деле у нас есть уголь низкого качества, и при этом мы имеем дефицит коксующегося угля, необходимого металлургической промышленности. И в погоне за этим высококачественным углем интенсивность отработки угольных пластов Кузбасса возросла настолько, что авария следует за аварией, еще с человеческими жертвами.

Что касается урана, то с его запасами огромная проблема не только в России, но и в мире. За последние 15–20 лет у нас не открыто ни одного крупного или уникального по масштабам рентабельного месторождения урана, и перспективы их открытия весьма низки. В 1970–1980-х годах добыча урана в СССР достигала 10–17 тысяч тонн в год, что было примерно в три раза больше объемов потребления. В результате накопилось более 200–250 тысяч тонн складских запасов, которые после распада СССР активно продавались на мировом рынке и сейчас почти исчерпаны.

В последние годы производство урана в России составляло 2,5–3,2 тысячи тонн. За счет промышленной эксплуатации месторождений Зауральского и Витимского рудных районов объем добычи увеличился лишь до 3,5 тысячи тонн.

Прогноз возрастающих потребностей в сырье для урановой отрасли в течение ближайших пяти – десяти лет до 15–20 тысяч тонн, а реальные прогнозируемые объемы добычи – 4–5. 

Вывод однозначен: формировать геологическую политику должны профессионалы, что доказано многолетним опытом советской геологии, когда была создана мощная минерально-сырьевая база.

Александр Козлов, профессор, заведующий кафедрой геологии и разведки месторождений полезных ископаемых (Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург)
Курс ЦБ
Курс Доллара США
103.79
1.215 (1.17%)
Курс Евро
108.87
1.445 (1.33%)
Погода
Сегодня,
26 ноября
вторник
+5
Умеренный дождь
27 ноября
среда
+4
Слабый дождь
28 ноября
четверг
+4
Облачно