Икебана для сборной
Сразу признаюсь – мне всегда не нравился Дик Адвокаат. И когда он только приехал в Петербург и завел в «Зените» порядки на голландский манер (некоторые – брифинги перед матчами, например, – оказались весьма полезными нововведениями), и когда он перебрался в сборную России, и она стала почему-то напоминать «Зенит» образца 2009-го, с его скучнейшей и какой-то механической игрой.
И дело не в том, что лично для меня голландский тренер «ликом не вышел», как говорится в одном не очень приличном анекдоте. Просто никогда я не верила в Адвокаатовы слова «я живу футболом». Не жил он им. А если и жил, то воспоминаниями о прошлых заслугах. Ни дать ни взять – Маленький Генерал на пенсии, такой голландский Суворов времен добровольного затворничества легендарного генералиссимуса и его деревенских чудачеств.
О чудачествах Адвокаата можно много порассказать, да не о них речь. Было бы в команде все нормально, чудачества бы эти воспринимались как милые штришки к биографии великого человека. Но только в «Зените» той поры не все было гладко. Помните, как Андрей Аршавин говорил: «Не хочу и не буду играть в «Зените»? Как Павел Погребняк, перебравшись в Германию, откровенно признался, что готов был ехать куда угодно, только бы не оставаться в питерской команде. Как Анатолий Тимощук, с детства мечтавший о «Баварии», став игроком мюнхенского клуба, обмолвился, что, если бы «Зенит» проявил заинтересованность в его услугах, Толя остался бы в Петербурге. В сборной Адвокаата, поверьте, настроения похожие.
Не знаю, возможно, лет десять назад Дик Адвокаат и был великим тренером, но тот Маленький Генерал, которого знаю я, приехал в Россию для реализации краткосрочных проектов. Первый назывался «Выиграть с «Зенитом» чемпионат России», второй – «Выйти со сборной из отборочной группы Евро-2012». У каждого из проектов были и своя цена, и свои сроки, а когда на горизонте замаячил проект «Задержаться на Евро как можно дольше», Адвокаату предложили «утром стулья, а вечером – деньги», то есть сначала работа, а потом оплата, и тут голландец напомнил, что серьезные проекты так не делаются. Громко хлопнув дверью.
Кстати, ведь это Адвокаат первым стал напоминать, что футболисты – профессионалы, они должны выполнять свою работу и какая еще мотивация тут требуется. Оказалось, требуется. Потому что профессионализм – то есть умение хорошо выполнять определенную работу – не подразумевает такие понятия, как «честь страны», например. Много раз футбольные турниры доказывали истину – профессионалы высокого класса проигрывают тем, у кого навыков и опыта поменьше, но есть та самая запредельная мотивация и удачно собранная тренером команда.
Выскажу такую мысль – тренер сборной, как и элитного клуба, вовсе не обязан и не должен «выращивать» футболистов. Это задача других людей. Так же, как флорист не выращивает цветы, из которых составляет букеты. Он лишь выбирает то, что ему нужно, а дальше – от его таланта зависит, будет это «веник» из одиннадцати пышных роз или изящная икебана, от которой глаз не оторвать, но в которой, возможно, вообще ни одной розы и нет. Вот этим-то искусством футбольной икебаны Дик Адвокаат никогда на моей памяти не владел. А без него даже звезды из мира футбола, собранные вместе, никогда не сложатся в созвездие.
Ну а кто же способен составить дизайнерский букет из нашей сборной? Я отвечу: из тех, кого сейчас называют, только Лучано Спаллетти. Как он сделал это в «Зените», доставшемся ему после Адвокаата. Но, уж простите мне мой непатриотизм, я молю Бога, чтобы Лучано остался в Петербурге. У его «Зенита» еще столько планов, еще столько неодержанных побед! Да и мало ли таких Спаллетти в мире? Уверена, если отвести взгляд от пресловутой голландской школы (а она себя на этом Евро сильно дискредитировала), пара-тройка найдется. Нужно только поработать. А не бегать по кругу от Валерия Газзаева к Гуусу Хиддинку, от Хиддинка к Адвокаату и обратно к Газзаеву, как это делает наш РФС.
Ирина Ляхова