Требуется тренер
Каким должен быть специалист и человек, способный из сборной России по футболу сделать команду, достойную уважения соперников и болельщиков?
Тренер сборной и тренер клуба – это разные специальности. И человек, отлично умеющий работать с клубными командами, не всегда столь же успешен с командами национальными.
В клубе, если, конечно, клуб финансово состоятелен, работать сложно, но все же многие проблемы можно решить. Допустим, нет в клубе нападающего, способного реализовать голевые моменты, чаще, чем один из десяти, так его можно купить – хоть из Бразилии, хоть из Нигерии. Были бы деньги. Тренер клуба может создать команду своей мечты, подобрав футболистов поштучно.
А у тренера сборной выбор футболистов ограничен. Надо искать футболистов в пределах страны, и ни за какие трансферные суммы не купишь нужного игрока. И даже если уговоришь выступать за сборную какого-нибудь легионера, заждавшегося приглашения в свою сборную, то надо еще убедить власти дать ему гражданство и так угадать, чтобы болельщики приняли «нового русского».
Тренер клуба работает с футболистами 12 месяцев в году, семь дней в неделю и 24 часа в сутки. И это вовсе не рекламный слоган. Даже в выходные и в отпуске он непрерывно думает о команде, о матчах, которых бывает в неделю по два-три. Он все время в тонусе, все время держит руку на пульсе. Может проводить по три-четыре сбора в межсезонье, закладывая фундамент физической подготовки, часами вести теоретические занятия, кропотливо трудиться над созданием модели командной игры, конструировать по винтику и отладить механизм, который будет работать так, как ему надо. В том ритме и по той схеме, что придумает, сотворит тренер клуба.
Тренер сборной же получает игроков из клубов в свое распоряжение на шесть дней перед официальными матчами и всего на три – перед товарищескими. День приезда, день перелета к месту игры (если она на выезде) – и что остается? Времени, чтобы подтянуть «физику», нет. Чтобы наиграть какие-то схемы, которые футболистам незнакомы и непонятны, – тоже нет.
Конечно, можно вспомнить тренеров, успешно работавших и с клубами, и со сборными. Например, итальянцев Марчелло Липпи и Фабио Капелло или бразильца Луиша Фелипе Сколари. Но это исключения из правил. Все же тренер сборной – это человек и специалист совершенно особого типа. Возьмем сборную Германии – одну из сильнейших команд планеты, стабильно выступавшую на протяжении всей своей истории. Тренерами «бундестим» всегда были люди, освобожденные от работы с клубами. Более того, и до прихода в национальную команду они и не добились особых успехов на этом поприще. Зепп Гербергер, Хельмут Шён, Юпп Дерваль, Берти Фогтс – все свои титулы выиграли только со сборной. И сейчас команду Германии возглавляет Йоахим Лёв, на клубном уровне мало чего добившийся. Он, в свою очередь, сменил Юргена Клинсманна – знаменитого игрока, который начал карьеру тренера сразу со сборной, не имея никакого опыта.
Сборная – это лицо страны, дело государственной важности, а не частная лавочка – пусть даже очень уважаемых бизнесменов или компаний. Федерация, а в нашем случае Российский футбольный союз, должна всемерно помогать тренеру сборной, и не только с ремонтом тренировочной базы или выбором гостиницы, а также созданием фонда премиальных.
На тренера сборной и его штаб, непосредственно занимающихся с футболистами, должен работать целый штат функционеров РФС. Это и скауты, которые неустанно просматривают игроков во всех клубах, в том числе не только в элитном дивизионе. Это и администраторы, которые во время подготовки к очередному матчу должны снимать все проблемы – выбрать для сборной в чужой стране наиболее удачные варианты с отелем, базой, стадионом для тренировок, чтобы ничего не мешало подготовке. И так далее – и служба безопасности, и PR-служба, и пресс-служба. В футболе не бывает мелочей. Даже дизайн формы игроков нельзя выбирать наобум. Все должно быть сделано правильно.
Тренер сборной не должен замыкаться только в кругу своих помощников, даже высококвалифицированных. Ему необходимо общаться с коллегами – наставниками клубных команд, даже с теми, из которых он никого в сборную пока не вызывает. Возможно, ему понадобится совет со стороны опытных людей – ветеранов тренерского цеха. Поэтому, может быть, не помешает создание тренерского совета при РФС, который смог бы помочь сборной.
Словом, все в отечественном футболе должны работать на сборную, как во время войны весь тыл работал под девизом «Все для фронта! Все для победы!».
Внимание к сборной всегда больше, чем к отдельно взятым самым популярным клубам. За ней следят даже в тех городах, где и в футбол-то, кроме мальчишек во дворах, никто не играет.
Каждый матч сборной, даже с соперником уровня сборной Андорры, – это всплеск эмоций всей России. Это прямой эфир на центральных телеканалах, первые полосы не только спортивных, но и общественно-политических газет. Каждый матч становится событием.
И тренеру национальной команды недостаточно быть просто профессионалом. Нельзя работать на одной лишь квалификации, быть только дотошным методистом и искушенным тактиком. Нужны особые личностные качества, чтобы футболисты воспринимали тренера не как наемного менеджера, который приехал на заработки и уедет при первой же неудаче, а как «отца-командира», за которого они готовы и сами костьми лечь, и противника зубами порвать. Одним словом, нужна харизма. Только у такого человека футболисты будут выходить на поле с горящими глазами, которых так сильно не хватает нашим игрокам в последнее время.
Михаил Григорьев. Фото AFP